Интегрированный урок литературного чтения и рисования по ТРИЗ-педагогике

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Цели:

  1. Совершенствование навыка чтения:
    • целеноправление работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения.
  2. Формирование читательских умений по работе с текстом:
    • активизация вдумчивого чтения
    • умение думать над произведением
  3. Продолжить работу по воспитанию нравственных и эстетических чувств.
  4. Продолжить работу по развитию речи, образного и логического мышления, творческого воображения.

Оборудование.

1) Раздаточный материал.

  • Е.А. Нефедова. О.В. Узорова.
  • “Литературное чтение” тренажеры и упражнения тренировки мышц глаз.
  • Картины А.Н. Комаров “Зима в лесу”, “Осень”
  • Н. Юон “Русская зима”, “Весна”.
  • Репродукции художника Г.Ф.Филатова “Стальное колечко”
  • Грамзапись П.И.Чайковского “Времена года”

I. Орг. момент.

II. Психологический настрой.

- Чтобы поднять наше настроение мы споем песенку “Если весело живется” (поют песню “Если весело живется”)

- Если весело живется

Делают так! (хлопают в ладони два раза)

- Если весело живется
Мы друг другу улыбнемся (поворачиваются к друг другу и улыбаются)
Мы друг другу улыбнемся (и улыбаются)
Делай так! (два раза хлопают в ладони)

Этой песенкой мы повысили настроение себе и друг другу.

А сейчас настроимся на активную работу на уроке.

Упражнения для глаз.

- Побегаем глазами справа налево по “Видеоазимуту”

Приложение №1

III. Пяти минутка скорочтения.

а) Чтение слогосочетаний стр.7

1. Первичное чтение 1 мин.

2. Вторичное чтение слева направо 1 мин.

3. Проверка чтения слогосочетаний: справа налево, слева направо.

Упражнения для глаз.

Приложение №2

“Спираль”

С центра раскрутить спираль, затем скрутить. (5-6 раз)

Упр. №1

1. Крепко закрыть глаза (3-5 сек.)

2. Открыть глаза на 3-5 сек. (делать 6-8 раз)

Упр. №2 (сидя)

Быстрое морганье.

3. Умственная зарядка.

а) Продолжить чтение по его началу.

У.А. Нефедова О.В.Узорова “Литературное чтение” стр. 60-61

- Я зачитаю отрывок, а вы найдите его продолжение на стр. 60-61

- Назовите автора и название отрывка.

б) Речевая зарядка.

- Почему решили, что этот отрывок является продолжением?

/по высказыванию, по описанию зимнего дня в лесу/,

/по классификации образных сравнений: стеклянная полоска льда/

- Кто автор? (И. Бунин)

- Какое время года описывает автор?

- Как вы определили?

- Как было в лесу? /Торжественно, тихо, светло/

- Почему?

- Что он говорит о зимнем дне в лесу? С кем он сравнивает?

- Кто может дремать?

- Почему он приводит такое сравнение?

/зимой природа спит/

- Что автор говорит о снежинках?/ одинокие снежинки/

- Как вы понимаете? /редкий снег/

- Какие свойства он перечисляет?

-Какое вещество обладает такими свойствами? /вода/

- Что произошло со снежинкой? /от тепла рук таяли, смерзались, скатывались, как бисер/

- Как понимаете это образное сравнение?

- Зачитайте в первой тетради скороговорку, в которой говорится о свойствах воды. /Иней лег на ветки ели, иглы за ночь побелели/

- А какие изменения произошли с водоемами с наступлением зимы?

Зачитать. Стр.60-61 “Литературное чтение”. Е. Нефедовой

2. Повторное чтение. / Вместе /

Сережа читает начало, а Алина читает продолжение.

3. Повторение дом. задания.

- Какие рассказы читали самостоятельно К. Паустовского?

/ Кратко пересказать, выделить главную мысль./

3. Обобщение.

- О чем любил писать К. Паустовский? / О природе /

- В каком произведение, прочитанных нами, он описывает несколько времен года? / в сказке “Стальное колечко” /

Упражнение для глаз.

Приложение №3.

Восьмерка.

Глазами по стрелкам нарисовать восьмерку. (Быстро 6-8 раз.)

Определение темы урока.

Значит: Какая тема урока?

- Мы продолжим работу над сказкой К.Паустовского “Стальное колечко”

а) Постановка учебной задачи

-Какие задачи мы поставим? /То есть, над какими функциями мы будем работать?/

  1. Воспитание добрых чувств.
  2. Продолжим работу по развитию речи.
  3. Продолжим работу по развитию творческого мышления и воображения.
  4. Определим описание экологии в сказке.

Чтобы решить эти задачи, давайте, определим, к какому жанру относится эти произведения?

- Какая сказка? / авторская /

- А какие еще есть сказки? / народные /

К какому творчеству относится народная сказка? / Устное народное творчество /

- А какие еще жанры относятся к устному народному творчеству? / пословицы /

- Какие пословицы о доброте можно отнести к этой сказке?

- Зачитайте.

- А какая пословица подойдет к этой сказке, записанная на доске?

  1. Добрый человек в добре живет век.
  2. Доброму человеку весь мир – свой дом.
  3. Добрый человек людей через добро поучает.

- Какая из этих пословиц больше подходит к этой сказке?

Упражнение для глаз №3. (стоя)

1. Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.

2. Поставить палец по средней линии на расстоянии 25-30 см. направить взгляд на палец на 3-5 сек

(действие лечебное).

Выборочное чтение.

- С кем жила Варюша?

- Как она оказалась на вокзале?

- Кого встретила?

- Куда ехали бойцы?

Физминутка

Речевая зарядка

- Какой была Варюша? (Подтвердить словами текста)

- В чем заключалась ее доброта?

Зачитать разговор бойца с Варюшей.

- Чем отблагодарил ее боец?

Что узнала Варя о колечке?

- Что ее огорчило?

- Как отнесся дед Кузьма к ее горю?

Зачитать. / Со слов: “Дед Кузьма… стр.2 /

Прб. вопр. - Почему дед Кузьма так равнодушно отнесся к горю Вари?

- Почему? / Он не знал, для чего предназначалось колечко? /

- Кого дед Кузьма посоветовал взять в помощники?

- Смог ли Сидор помочь Варе? (Зачитать)

- В связи, с чем изменилось состояние деда Кузьмы?

Как к этому отнеслась Варя?

- Какая радость ждала, варю с приходом весны?

- Как дед Кузьма проанализировал свое выздоровление?

- А как Варя?

- Чего ждала Варя?

- Дождалась ли Варя большой радости?

Зачитать.

- Что за радость охватила Варю? От чего у нее запело сердце?

- Почему Варя повременила надевать колечко на большой палец?

2. Скажите, какие времена года описывает К. Паустовский в этой сказке?

Найдите описание зимы.

- А какие вы подобрали произведения, в которых описывается зима? Зачитайте отрывки, которые характеризуют зиму?

- Какие явления подчеркивают наступление зимы?

- Какие сравнения использует автор в описание ветра?

- Как можно сказать по другому? / сорвался – сильно подул /

3. – Как описывает автор приход весны? – Зачитать.

- Какие изменения произошли в лесу с приходом весны?

Зачитать. / Снег потемнел стр. 119 /

- Какое сравнение приводит автор наступления весны?

/ весна разгоралась / - Как можно сказать по-другому?

- А какие вы читали произведения, описывающие наступление весны? Зачитать.

Вывод: что выражают авторы, поэты в своих стихах? (чувства, любовь)

- А кто еще и как может выражать свои чувства худ.? Как? Композиторы. Как?

Прослушивание грамзаписи Чайковского “Времена года”

Посадка.

- Определить какое время года описывает композитор?

- Как вы определили?

- Как дед Кузьма охарактеризовал свою деревню Моховое? – Зачитать.

/ Чтобы так назвать свою деревню надо ее очень любить. Наша земля истинный рай. /

Пословицы о любви к родине.

3. К какому разделу темы можно отнести зачитанные отрывки?

/ Экологии /

- Что можно сказать о природе деревни Моховое?

- Подумайте можно ли эту сказку связать с математической темой?

Сколько км. от деревни до станции? Составить задачи.

Физминутка 1 .

- Потянулась утром Варя.
- Раз нагнулась,
- Два нагнулась,
- Немного встрепенулась
- Поглядела на окошко,
- Побежала по дорожке.

Обобщение.

- В чем заключается главная мысль этой сказки?

- Чему она учит?

- Какие чувства, черты характера воспитывает?

- Какими строками из текста это можно подтвердить?

Развитие творческих способностей.

- С какого момента можно изменить события в сказке?

- Как? Какое колечко вы создали?

- Какое четверостишье сочинили к изменению сказки?

/ Чудное колечко
С пальчика упало,
Покатилось в поле,
Вроде бы пропало.
Но не тут-то было
Лучезарным светом небо озарило.
Города и села промелькнули мимо
Дед Кузьма и Варя будут там счастливы. /

- А какие считалочки вы сочинили дома?

Покатилось колечко – раз
Покатилось колечко – два
Покатилось колечко – три
Ты не думай, не гадай,
А другому передай.

- А какие физ-минутки можно сочинить к этой сказке?

4. Классификация предметов по признакам.

- Запишите в тетради в два столбика названия двух предметов.

- Охарактеризуйте эти предметы именами прилагательными.

- Как вы думаете для чего мы это мы это делали?

- При классификации этих слов мы создадим волшебное колечко, которое подарили Варе.

солнце сталь
яркое блестящая
ласковое прочная
жаркое гладкая
теплое лучезарная

Объединив слова, какое колечко у нас получилось?

- Яркое и лучезарное, ласковое и блестящее, теплое и гладкое, жаркое и прочное.

- Какие функции может выполнять такое колечко?

- Нарисуйте колечко и объясните, какие функции оно будет выполнять.

Приложение 1

5. Защита созданных колечек.

6. Итог урока: Понравился ли вам урок?

- На кого из героев этой сказки вы хотели быть похожими?

Какие черты характера понравились вам героев этой сказки?

/ Безграничная доброта Вари, преданная любовь к своей деревни деда Кузьмы. /

Оценивание.

Дом. Зад. Самостоятельно прочитать рассказ К. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”

Оформить карточку.

Продолжать дополнительно читать рассказы К. Паустовского.