Интегрированный урок русского языка и инорматики по теме: "Имя существительное. Повторение и обобщение знаний"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщить знания об имени существительном как части речи.
  2. Проверить умения находить имена существительные в тексте, классифицировать существительные на одушевленные и неодушевленные, на собственные и нарицательные, изменять имена существительных по числам, определять род имен существительных.
  3. Ознакомить с понятием «общий род».
  4. Развить словарный запас, речь, мышление, внимание учащихся.
  5. Показать разработанные учащимися 11 класса демонстрационно-обучающие программные средства для поддержки преподавания курса русского языка в начальной школе с целью выработки навыков применения средств информационных компьютерных технологий при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня наш урок – необычный. Необычен он тем, что вместо доски у нас будет проекционный экран и тем, что в конце урока мы проведем небольшой тест на компьютерах. Поэтому наше занятие мы проводим в особом классе – в кабинете «Информатики».

II. Актуализация знаний.

Сегодня нам предстоит провести небольшое исследование объектов русского языка. Поднимите руку, кто готов стать исследователем. А что будет объектом нашего исследования, вы сейчас поймете. Внимание на экран!

Рисунок 1.

Прочитайте вслух тему урока! Что же будет объектом нашего наблюдения? А теперь обратите внимание на эпиграф. Автор этих слов –???? Анна Ахматова, великая русская поэтесса. Как вы понимаете смысл ее слов? (дети предлагают свои варианты).
Давайте вернемся к этим словам еще раз, в конце урока, и поймем – верны ли наши предположения.

III. Повторение понятия «Имя существительное»

(Приложение 1).

  • Что мы называем именем существительным?
  • На какие вопросы отвечают?
  • Что могут обозначать имена существительные?

Работа в тетради.

Запишите в тетради заголовки для 3 столбиков:

  • название предмета;
  • явления природы;
  • название действия.

На экране выводятся слова, которые необходимо распределить по нужным столбикам (молния, мяч, крик, девочка). Учащиеся решают задачу самостоятельно в тетради, правильный ответ выводится на экране.

Рисунок 2. Продолжаем наше исследование. Внимание на экран.

Назовите, что вы видите. (Дети называют вслух предметы, которые видят на экране: кошка, обезьяна, девочка).

  • Что общего в этих словах? (это существительные).
  • Как называют такие имена существительные? (одушевленные).

Рисунок 3.

На экране появляются следующие предметы: деньги, мандарин, машина.

  • Что общего в этих словах? (это существительные).
  • Как называют такие имена существительные? (неодушевленные).

Работа в тетради.

Рисунок 4.

Начертите в тетради таблицу, аналогичную образцу на экране.?

Запишите в каждый столбик по 3 примера из словарика!

Какие слова вы написали? (Проверяем нескольких учащихся).

Посмотрим на экран. Правильно подобраны слова на экране? (Да).

IV. Физкультурная пауза.

Игра «Живое – неживое».

Давайте разделимся на 2 группы: девочки будут «ловить» одушевленные имена существительные, а мальчики – неодушевленные. Если услышите «свои» слова – встаньте. Учитель называет разные слова – предметы, дети по мере необходимости встают.

V. Повторение понятия «Род имен существительных» .

Рисунок 5.

Приведите свои примеры существительных женского, мужского и среднего рода.

Работа в тетради.

Рисунок 6.

Начертите в тетради таблицу, аналогичную образцу на экране.

Заданные слова (воскресенье, молоко, капуста, заяц, карандаш, корова) надо распределить по соответствующим столбцам таблицы (детям дается несколько минут на выполнение задания).

Посмотрите на экран, проверьте себя! Правильный ответ выводится на экране.

В каждый столбик добавьте еще по 1 своему слову.

А куда нам записать слово «неряха»? (Дети предлагают свои варианты). Решить наш спор поможет следующий слайд. (Приложение 2).

Приведите пример предложения со словом «тупица».

VI. Повторение знаний о числе имен существительных .

  • Всегда ли мы можем указать род имен существительных?

Рисунок 7.

Как определить род слова «машины»? (Дети по предложенному алгоритму определяют род).

Работа в тетради.

Рисунок 8.

В каком числе стоят предложенные слова (огород, трактор, ворона, учитель)? Спишите. Измените их, поставив во множественное число. Проверьте себя! Правильный ответ выводится на экране.

Рисунок 9.

VII. Повторение понятия «Собственные и нарицательные имена существительные».

Мы успели многое вспомнить об имени существительном: вспомнили понятия «одушевленные – неодушевленные», говорили о роде и числе имен существительных. Но есть еще один момент, о котором мы еще не упоминали. Кто догадался, о чем дальше пойдет речь?

Рисунок 10.

Приведите свои примеры собственных и нарицательных имен существительных!

Работа в тетради.

Рисунок 11.

Спишите данные слова (собака Бобик, река Сетунь, дядя Федор), подчеркните только имена собственные. Правильный ответ выводится на экране.

Рисунок 12.

VIII. Обобщение.

  • Что являлось предметом наблюдения?
  • Что мы вспомнили?
  • А что нового и интересного узнали?
  • Что вас заинтересовало?

Давайте вспомним еще раз эпиграф нашего урока: «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!».

  • Верны ли были наши мысли о важности и ценности русского слова, о богатстве и величии русского языка?

IX. Практическая часть.

А закончим мы наш необычный урок – работой на компьютере .

Насколько внимательны вы были на уроке, все ли вы запомнили – покажет результат небольшого тестирования!

Рисунок 13.

Учащиеся работают за компьютерами (1 ученик за одним компьютером). Дети вставляют в пустую клетку номер правильного ответа. После выполнения всех заданий на экране показывается полученная оценка.

Рисунок 14.

X. Подведение итогов тестирования.

  1. Каждый из учеников получил оценку своей работы на компьютере.
  2. Выявлены и разобраны наиболее типичные ошибки.