Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Проект "Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов"

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба


Проект “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов”

Проект “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов” посвящен приоритетному направлению в решении социальных, образовательных проблем – менеджменту в образовании. Проект менеджмента творческого коллектива в сфере образования, прежде всего, основывается на культуре проектного и инновационного менеджмента и предполагает активное участие всех педагогических кадров и непосредственную работу молодых педагогов.

Система образовательного менеджмента состоит из управленческих циклов, различных по времени, объектам и целям, но все они – в соответствии и с требованиями современной системы образования, и с требованиями логики управленческого процесса – должны быть направлены не только на обеспечение функционирования данной системы, но и на перевод её в новое качественное состояние. Другими словами, любое управленческое решение должно работать на повышение качества образования, формирование развивающейся, комфортной образовательной среды, способствующей социализации и развитию личности молодого специалиста, становлению педагогических, творческих компетенций этого коллектива.

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и (что ещё существеннее) того, как удержать их там. Вопросов, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система моральных наград и поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Некоторые вопросы (например, финансовые или проблема престижа профессии учителя в обществе) не находятся в компетенции управления образовательного учреждения, это дело времени и вопрос многих образовательных реформ. А вот проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста, а также создание условий для его творческого роста вполне можно решить в стенах учебного заведения. В этом и заключается актуальность и социальная значимость данной проблемы.

Проект “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов” опирается на приоритетную ценность ответственного и инициативного управленческого действия. Поэтому представляемый проект, прежде всего, основывается на культуре проектного и инновационного менеджмента социальной сферы в широком смысле и предполагает разворачивание образовательных и тематических линий как обеспечивающих (т.е. вторичных) персональное проектное действие члена коллектива, а в будущем управленца.

Любой человек, начинающий свой путь в профессии, испытывает затруднения вследствие отсутствия опыта. По нашему мнению, учителям в этом смысле повезло меньше других: педагогическое образование не обеспечивает им достойную стартовую площадку для взлёта в профессию, и, вероятно, именно поэтому становление учителя протекает труднее, острее, больнее, чем у представителей других интеллигентских профессий. Анализ педагогической деятельности в школах убедительно показывает, что, во-первых, как профессионал недавний выпускник вуза еще достаточно слаб: сдавая в институте экзамены, он выучивал внешние в отношении себя факты, которые просто образовали в его сознании некоторую сумму знаний. Во-вторых, выпускник не очень понимает изменившуюся с его школьных лет типологию сознания современного школьника. В-третьих, молодой специалист оказывается недостаточно подготовленным в нормативно-правовых вопросах, в целом у него недостаточно знаний и в области методики преподавания предмета.

Если молодого человека в такой ситуации просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности: и в профессиональной, и в личностной. В конце концов, тревожность может из ситуативной превратиться в постоянную, стать личностной чертой, а в таком случае бессмысленно говорить о каком-то творческом потенциале и способности к инновациям. В результате возникает проблема несоответствия между уровнем методической подготовки выпускника, его желания работать в школе и социальным запросом общества, согласно которому в школе должен быть не просто учитель-предметник, а креативный организатор, менеджер образовательной среды, человек, способный не просто образовывать и воспитывать ребёнка, но и прозревать в нём человека и личность будущего и помогать раскрыться.

Таким образом, объектом проекта “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов” является творческий коллектив молодых педагогов, предметом – система управления (менеджмент) молодым творческим коллективом.

Цели проектной работы заключаются:

    • в раскрытии стратегии системы управления (менеджмента) творческим коллективом молодых педагогов как будущих менеджеров педагогической общественности,
    • сформировать менеджерскую позицию в сфере образования, способную определять стратегию деятельности творческого коллектива и осуществлять принятие решений на ее основе, умеющую соорганизовывать разные интересы для достижения выработанных целей, обеспечивающей поддержку инициатив и проектов, создающих новые ресурсы,

В связи с целью проекта мы выдвигаем гипотезу о том, что,

1) если в управленческой деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, то это позволит недавнему выпускнику вуза быстро адаптироваться к работе в школе, избежать моменты неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по предмету и методике его преподавания, по психологии и педагогике, “почувствовать вкус” профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

2) Таким образом, в результате разработки и организации новой технологии формирования менеджерской позиции по отношению к творческому коллективу молодых педагогов предполагается, что специалисты будут способны:

  1. управлять развивающимися программами и проектами в образовательной сфере;
  2. формировать общественный интерес и участвовать в образовательной политике школы, района, города и региона;
  3. разворачивать общественно-государственные формы управления образованием;
  4. менять стратегии управленческого действия: от директивного – к стратегии социального партнерства, поддержке образовательных инициатив и действий потенциальных субъектов образовательной политики.

Исходя из цели и гипотезы, намечены следующие задачи:

  1. раскрыть особенности системы управления (менеджмента) творческим коллективом молодых педагогов;
  2. определить стратегию развития проекта “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов”;
  3. обеспечить мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста, определить перспективы и пути дальнейшего совершенствования профессиональной компетентности педагога;

Становление молодого специалиста как профессионала-креатива благодаря организации менеджмента творческого коллектива произойдет не на основе “работы над совершёнными по неопытности ошибками”, а на основе педагогической парадигмы достижения УСПЕХА.

Система управленческой работы в творческом коллективе молодых педагогов будет способствовать реализации концепции развития школы, предполагающей создание комфортной образовательной среды, в которой каждый участник образовательного процесса найдет свое место в соответствии со своими желаниями, возможностями и интересами.

Стратегия развития проекта “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов” состоит из трех этапов:

  1. Создание творческого коллектива из молодых специалистов в своей школе.
  2. Привлечение молодых специалистов из других образовательных учреждений.
  3. Далее будет действовать сетевой принцип: к участию в программе будут привлекаться молодые педагоги любых программ (вузов, университетов, школ, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и пр.).

Ожидаемые результаты. Участие членов коллектива во всех мероприятиях: конкурсах, семинарах, конференциях, праздниках, спортивных соревнованиях, тренингах, в культурной самодеятельности. Результаты деятельности будут способствовать формированию Открытого образовательного пространства – созданию образовательных услуг, возникновению новых социокультурных проектов, поддержке образовательных инициатив и пр.

В организации работы проекта “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов” можно выделить следующие направления: адаптационная работа, психологическая поддержка, мотивация самообразования, организация профессиональной коммуникации.

Адаптационная работа включает в себя:

  1. знакомство со школой, представление молодого учителя коллективу школы на педагогическом совете;
  2. анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);
  3. закрепление учителя-наставника за молодым специалистом;
  4. заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства;
  5. презентацию проекта “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов”;
  6. выделение свободного методического дня.

Работа по организации профессиональной коммуникации включает в себя такие направления, как установление профессиональной коммуникации:

а) с наставниками – оказание помощи при составлении тематических и поурочных планов, взаимопосещение уроков, совместная подготовка материалов для контрольных работ, анализ и коррекция результатов;

б) с коллегами по методическому объединению и в учреждении образования;

в) с администрацией;

г) с учениками и их родителями;

д) с коллегами из других школ.

Основные способы вовлечения педагогов в процесс повышения квалификации:

- педагогическое проектирование;

- решение педагогических ситуаций;

- активно-игровые методы;

- индивидуальное и микрогрупповое исследование;

- профессиональные конкурсы;

- документальный анализ;

- написание творческих работ;

- ведение аналитического дневника;

- дискуссионный способ;

- часы заинтересованного информационного обмена;

- посещение уроков и мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом;

- совместная с наставником работа по подготовке уроков и педагогических мероприятий;

- разработка и реализация индивидуальных и парных профессиональных программ

Основные принципы проекта:

  1. Сетевое взаимодействие молодых педагогов разных школ.
  2. Взаимное стимулирование участников.
  3. Реализация общей циклограммы (плана) основных мероприятий.
  4. Возможность индивидуального инициативного участия члена коллектива в любом мероприятии (района, города, региона) в качестве:
  • активного участника,
  • пассивного участника (наблюдателя),
  • члена группы поддержки.

Формы работы Творческого коллектива:

  • Лекции-проблематизации,
  • рамочные лекции,
  • тематические консультации,
  • лекции-презентации управленческого опыта.

Наряду с этим используются интерактивные формы работы:

  • тренинги,
  • деловые игры,
  • работа с кейсами и сценариями,

а также – рефлексивно-аналитический режим работы:

  • диагностика,
  • анализ результатов,
  • экспертиза проектного движения и пр.

Программы досуговой деятельности:

  • Капустники
  • Вечера авторской песни
  • КВНы
  • Спортивные мероприятия и т.д.

Ожидания молодых людей – открытие нового:

  • Образование и информация
  • Признание со стороны общества
  • Яркий отдых
  • Дружба
  • Единение
  • Приключение
  • Участие в акциях, направленных на развитие Творческого коллектива.
  • Разработка, всестороннее обоснование и предложение к реализации социальных проектов различной направленности.
  • Участие в развитии самоуправления в образовательных учреждениях и местном сообществе.
  • Организация или участие в благотворительных и поддерживающих акциях и мероприятиях.
  • Ежеквартальные церемонии признания достижений педагогов.
  • Тренинги и информированность по всему комплексу развивающих программ
  • Позитивная репутация в педагогических сообществах
  • Важно, чтобы успех на профессиональном поприще и признание в сообществе являлись основой для дальнейшего продвижения ценностей и программ Творческого коллектива.
  • Доверие со стороны других и их желание участвовать в успешной программе.
  • Презентация и, если надо, лоббирование проекта на разных уровнях.
  • Передача опыта “Как быть успешным в молодежной воспитательной программе!”

6 сфер личностного роста молодых специалистов при членстве в Творческом коллективе:

Физическое развитие;

Умственное развитие;

Эмоциональное развитие;

Социальное развитие;

Развитие характера;

Духовное развитие.

Примерная циклограмма методической работы с вновь пришедшим молодым педагогом:

1 этап работы

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Дата

Знакомство с молодым учителем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.

Изучение “Закона об образовании”, документов Министерства образования, локальных актов школы, включающих в себя положения о заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников учащихся; положение о предметном кружке, факультативе, курсе по выбору; положение о дежурном классе и дежурном учителе, документы НОТ. Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого учителя. Заполнение информационной карточки листа карьеры молодого учителя

Сентябрь

Посвящение в учителя

Традиционно посвящение в учителя проводится на торжественном собрании, посвященном Дню учителя

Октябрь

Современный урок. Требования к организации.

Семинар-практикум, на котором рассматриваются типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания.

Ноябрь

Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля.

Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика. Критерии и показатели качества обучения. Нормы оценивания учебной деятельности. Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала. Организация мониторинговых исследований: при обсуждении данной темы молодым учителям предлагаются образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, предлагаются способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся, предлагается бланк анализа проведённых контрольных работ и мониторинговых исследований. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.

Декабрь

Эмоциональная устойчивость молодого учителя. Функция общения на уроке.

Дискуссия на тему: “Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё”. Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций. Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагог