Открытый урок во 2-м классе по азбуке нравственности

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Дать обобщенное представление о доброжелательности;
  2. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям;
  3. Прививать навыки вежливого обращения к друзьям, родным;
  4. Работать над понятиями: хорошо – плохо (добро – зло).

1. Орг. момент.

2. Вступительная беседа. Определение темы урока.

- Когда вы встречаетесь, какое самое первое слово говорите при встрече? (Здравствуйте.)

Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Что желаем мы, когда говорим слово “здравствуйте”?

(Здоровья, хорошего настроения.)

- Какими еще словами можно поздороваться? (Добрый день.)

- А что желаем, когда говорим: добрый день? (Желаем добра.)

- Прочитайте, какая тема нашего классного часа.

На доске:

Доброжелательность – что это значит?

3. Работа по теме.

а) беседа.

- Кто увидел, какие два слова спрятались в этом слове? (Добро, желать.)

- Значит, доброжелательность – это…(Желание добра.)

- Каждый человек: и взрослый, и ребёнок хочет, чтобы все друзья, соседи и даже вовсе незнакомые люди всегда бы относились к нам внимательно, по- доброму, с уважением.

- А как думаете, каким должен быть человек, чтобы к нему так относились? Подумайте, если человек будет грубить, всех оскорблять и обижать, будут ли окружающие относиться к нему доброжелательно?

- На уроке чтения вы недавно читали рассказ, который очень хорошо иллюстрирует наши слова. Что это за рассказ? (Осеева. Волшебное слово.)

- Да, только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие относятся по- доброму. Такого человека все любят, уважают, у него есть верные, надежные друзья.

б) игра “Наоборот”. (Звучит песенка кота Леопольда.)

-К чему призывает нас кот Леопольд? Каким нужно быть? (Добрым.)

-А если наоборот? (Плохо.)

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется “ Ноборот”. Я буду называть вам слова, а вы мне будете говорить слова с противоположным значением.

Хороший – (плохой);

Добрый – (злой);

Веселый – (грустный);

Вежливый – (грубый);

Смеяться – (плакать);

Грустить – (радоваться);

Хорошо – (плохо);

Добро – (зло).

- Молодцы!

в) работа над пословицами.

Добрым – добрая слава.

Доброе дело два века живет.

- Как понимаете смысл пословиц?

- Есть ли разница между словами “ добрый” и “добренький”?

(Добренький, только кажется добрым. На самом деле он не будет бескорыстно совершать хорошие поступки.)

г) чтение стихотворения уч-ся.

- А легко ли быть добрым?

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста…
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды…

- Как думаете, просто быть добрым, доброжелательным? Почему?

(Если человек стремится помочь другому, просто потому, что человек нуждается в помощи, если доброта – это его внутреннее, душевное качество, тогда быть добрым легко. А если человек эгоист, думает только о себе, тогда добрым быть трудно.)

- Доброта – это сопереживание, сочувствие, желание помочь.

Важно быть: внимательным; вежливым; предупредительным- уступать места пожилым людям в транспорте, помогать старшим, не дожидаясь когда тебя об этом попросят. Помогите мне, каким еще нужно быть? (Быть аккуратным, опрятным, говорить “волшебные” слова: здравствуйте, спасибо, извините.., не грубить)

- Как понимаете слова: “не зависит доброта от роста”?.

(Даже малыш может совершить добрый поступок. И не всегда взрослые поступают порядочно.)

А слова: “не требует взамен награды”?

(Нужно совершать поступки от чистого сердца, не ждать ничего взамен.)

д) работа по группам. Задания:

  1. Ты нечаянно толкнул товарища. Как ты поступишь?
  2. Тебе нужно узнать который час, а часов у тебя нет. Но навстречу идёт прохожий. Как ты поступишь?
  3. Ты поссорился с товарищем, а потом понял, что ты не прав. Как ты будешь действовать?
  4. Товарищ приглашает тебя в гости, а ты не можешь пойти. Попробуй отказать так, чтобы он не обиделся.
  5. Ты едешь в автобусе, сидишь у окна. Входит пожилой человек. Как ты будешь действовать?

е) инсценировка стихотворения А. Л. Барто.

Было лето, пели птички…
Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции Фили
Две девчонки в дверь вошли.

Не толкаются девчонки,
Скромно стали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке.

Павлик понял: иностранки!
Это видно по осанке!
Может быть, они туристки,
Первый раз у нас в стране?

И с трудом он по-английски
Произнёс: -Позвольте мне
Пригласить вас на скамью!
Ну, а сам я постою!

Было лето, пели птички…
Две девчонки в электричке
Сели около окна.
- Между прочим, мы москвички, -
Улыбается одна.

Павлик крикнул:
- Как же так! Значит я…
Попал в просак?!
И теперь не пьёт, не ест он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему.

- Хороший ли поступок совершил Павлик? Почему же он мучился? Будем ли мы ему сочувствовать? Почему?

ж) чтение отрывка из повести Н. Носова “Незнайка в солнечном городе”. (Рисунок Незнайки.)

- Добрые дела только тогда по-настоящему добрые, если совершаются бескорыстно – не требуется ничего взамен. Это понял Незнайка. Только ему для этого понадобилось время. Послушайте отрывок.

- А что было с Незнайкой дальше, вы можете узнать, если прочитаете повесть Н. Носова “Незнайка в солнечном городе”.

3. Итог.

- Какого человека можно назвать доброжелательным?

- А как каждый из вас относится к своим родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам? Доброжелательно? В чем это выражается?

В делах и играх мы с вами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится – стыдится.