Урок технологии по теме "Изготовление русского головного убора кокошника"

Разделы: Технология, Начальная школа


Цели:

  • Научить изготавливать русский головной убор –кокошник из картона с применением цветной бумаги.
  • Совершенствовать у учащихся навыки работы с ножницами при вырезывании, умения пользоваться шаблонами.
  • Развивать творческие способности, художественный вкус, прилежность и аккуратность в работе.
  • Воспитание патриотических чувств , уважение к национальным традициям , интереса к национальному прошлому своего народа.

Оборудование: образцы кокошников, шаблоны орнаментов, иллюстрации народных костюмов, репродукции “Русские головные уборы”, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Сообшение темы, цели

III. Вступительная беседа

- Ребята как называется наша страна? (Россия). Вот как выглядит наша страна на карте . (показ по карте).Многие народы проживают на такой огромной территории.

- А какие это народы? Кто знает? Назовите их. (Буряты, татары, якуты, адыгейцы, русские, эвенки, карелы, казаки, и мн . др.)

- А кто является коренными жителями нашей страны? (Русские). Правильно, молодцы.

У каждого народа есть свои обычаи, традиции, свои национальные песни, танцы, костюмы (показ иппюстраций).У нашего русского народа тоже есть свои традиции и своя национальная одежда.(показ русских народных костюмов).

Национальная одежда—это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.Издавна на Руси в праздники надевали самые лучшие наряды.(сопровождать показом праздничных костюмов).

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам - самой заметной части любого костюма.Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда чётко делились на девичьи и уборы замужних женщин.Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза.Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.А вот молодым девушкам не запрещалось демонстрировать свои волосы : “ Девичья коса - всему миру краса”(пословица записана на доске).Объясните смысл пословицы?(девушка считалась красивой , если у неё были длинные, густые, красивые волосы, заплетённые в косы).Отсюда и различие: у девушек –лёгкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи,а у женщин - глухие сороки, кики, платки (показ головных уборов на иллюстрациях).

У нас в школе есть танцевальная группа вот для них мы и будем изготавливать головной убор –кокошник и украшать его.

IV. Физминутка (ребята исполняют русскую народную песню с движениями “На горе-то калина под горою малина”)

V. Ход работы

а) Обвести по шаблону на картон кокошник.(показать).

б) Вырезать заготовку из картона; повторить технику безоп-ти при работе с ножницами:

  • вырезать осторожно, аккуратно,
  • не размахивать ножницами,
  • передовать друг другу вперёд кольцами , а не лезвиями
  • не брать ножницы за лезвия

- А сейчас рассмотрим как украшались кокошники (показ репродукций)

Конечно, в праздничной одежде было много украшений и кокошники также украшались драгоценными нитками и речным жемчугом.

- А мы будем вырезать узоры и наклеивать их.

в) Обвести по шаблонам орнаменты узоров на цвет. бумаге, бумагу использовать экономно (шаблоны узоров раздать по группам учитывая уровень способностей уч-ся).

г) Вырезать заготовки узоров-украшений (соблюдать аккуратность при вырезывании).

д). Узоры наклеить аккуратно на кокошник. С обратной стороны кокошника прикрепить резиночку.(девочки надевают свой кокошник на голову)

VI. Показ готовых изделий. Девочки выходят с кокошниками на голве.Оценивание работ.

VII. Итог. Что такое кокошник? Кто его носил на Руси? Какие ещё головные уборы запомнили?(В заключение все дети становятся в круг и исполняют русскую народную песню “А мы просо сеяли, сеяли…” с движениями).

- Ребята, вы работали на уроке замечательно! Всем спасибо за работу!