Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Внеклассная работа по основам безопасности жизнедеятельности в начальных классах

Разделы: Преподавание ОБЖ


Пояснительная записка

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумели подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определенных правил помогает нам и том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав ее, сможем определить верные способы своего поведения.

Курс “Основы безопасности жизнедеятельности” призван помочь:

  • распознавать и оценивать опасности среды обитания человека;
  • определить способы защиты от них;
  • приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций;
  • оказание помощи и взаимопомощи в случае их необходимости.

Курс ОБЖ нацелен на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий.

ЦЕЛЬ: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.

ЗАДАЧИ:

  • Освоение знаний о здоровом образе жизни;
  • Правила безопасного поведения на улицах и дорогах, правила дорожного движения;
  • Пожар. Возможные причины возникновения пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
  • Опасные ситуации и правила поведения на воде.
  • Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии.
  • Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей.
  • Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника.

Изучение ОБЖ на первой ступени развития должно проводиться обязательно. В этом возрасте закладывается база всех знаний. В обязательном тематическом планировании нет отдельного предмета ОБЖ. Предмет изучается интегрировано.

В начальной школе есть предмет “Окружающий мир”. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается не целиком. Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо ввести курс дополнительно, во внеурочное время.

Младшие школьники по-разному усваивают знания, неодинаковой скоростью и разными способами. В повседневной жизни они усваивают информацию из разговоров с семьей и с друзьями, радио и телепередач. Поэтому рационально использовать самые разнообразные способы обучения, охватывающие все виды восприятия материала.

Зрительный: эффективный способ восприятия усвоения материала для младших школьников. Воспринимается в виде красочных картин, таблиц, слайдов, фильмов.

Слуховой: использование аудиокассет, CD дисков.

Осязательный: предполагает возможность потрогать что-то собственными руками. Это для некоторых обучаемых младших школьников намного важнее, чем возможность увидеть или услышать.

Кинестетический: усвоение информации достигается в том случае, если учащиеся сами участвуют в занятиях.

При проведении занятий, для достижения определённых целей, используются способы восприятия в совокупности.

Материал данного плана рассчитан не на механическое заучивание, а на осмысленное восприятие разнообразной информации, на выработку способности самостоятельно искать решение многочисленных проблем, возникающих в жизни каждого человека. Поэтому урок строится не как обычный, а может иметь различные формы. В данном плане это урок-игра.

В содержание игры включены вопросы и задания, которые требуют активизации мыслительной деятельности, обеспечивают их последовательное развитие. Методика и содержание игр предлагают их использование для групповой формы работы.

ИГРА – это процесс, когда проигрываются ситуации, требующие наличия практических навыков в действиях, предпринимающих в опасных или аварийных ситуациях. Игра – отличная возможность для учащихся проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки. Такие игры позволяют лучше подготовить школьников к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях.

При обыгрывании определённых ситуаций, например: пожар в доме, наводнение, правила поведения на дорогах. Младшие школьники во время игры стараются пережить эту ситуацию, осмыслить и затем воспринять её и лучше усвоить. Чтобы в последствии в определённый момент воспользоваться полученными знаниями и применить их на практике.

При подготовке игр нужно учитывать, что создаваемая ситуация должна:

  • быть простой и понятной (одна задача, один приём, одно место действия);
  • иметь способность к адаптации и проигрываться в разных местах (в классе, на улице) – в этом случае не надо каждый раз придумывать новые сюжеты;
  • быть хорошо подуманной и спланированной, в ней необходимо предусмотреть возможность неожиданного изменения её условий и направления развития путём включения в сюжет по ходу игры новых обстоятельств, персонажей, реквизита;
  • поддаваться оценке, поскольку если каждая ситуация правильно спланирована (проста, реалистична и проста) и связана с данной программой обучения, то её проще оценить.

Программа-план занятий по ОБЖ в начальной школе

1 класс

Тема занятий Содержание программы ОБЖ в 1 классе Требования к уровню подготовки учащихся Форма проведения
1.Опасность и безопасность а) Опасностями принято называть: вещи, предметы и явления, которые при определённых условиях способны вызвать, причинить человеку, какой-нибудь вред, стать причиной травм и заболеваний.

- природные опасности,

- техногенного происхождения,

- социальные опасности.

а) Уяснить, что всякая деятельность (труд, учёба, игра и т.д.) потенциально опасна.

б) Получить представление о том, как рождаются опасные ситуации.

в) Усвоить общие правила безопасности жизни.

г) Как сберечь здоровье и сохранить жизнь в современном мире.

Занятие – Театральное представление.

(Показывают старшеклассники)

2.Не вреди себе.

Что такое здоровье.

а) Хорошо ли вы знаете, что такое здоровье?

б) Каждый знает, здоров, значит, не болен.

в) Каждый должен с юных лет заботится о своём здоровье, обладать знаниями в области гигиены и первой медицинской помощи, не вредить своему организму.

а) Что такое здоровье и от каких факторов оно зависит.

б) Всё ли правильно делаем, чтобы сберечь здоровье.

Занятие-Викторина “На страже здоровья”.
3.Как беречь здоровье. а) здоровье-это не только наследственная предрасположенность, но и разумное к себе отношение.

б) Сбережённое и укреплённое в детстве и юности здоровье позволит жить долго и активно.

в) Как и зачем соблюдать гигиену.

в) понять суть здорового образа жизни,

г) связь образа жизни здоровья.

Занятие- “Аэробика – здоровый образ жизни”
4.Правила здорового образа жизни. а) Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю.

б) Не переедать и не голодать, питаться 4-5 раз в день.

в) Не переутомляться умственной работой.

г) доброжелательно относиться к людям.

д) ежедневно заниматься закаливанием своего организма.

е) Не привыкать к вредным привычкам.

Проанализируйте свой образ жизни и отметьте, какие черты поведения могут сказаться на вашем здоровье. Занятие-Соревнование-игра (две команды, обыгрывают в стихах).

2 класс

Тема занятий Содержание программы ОБЖ во 2 классе Требования к уровню подготовки учащихся Форма проведения
1.Поселение как среда обитания человека. а) Какие опасные зоны имеет каждый населённый пункт.

б) В каких местах нашего города (района или посёлке) надо быть особенно внимательным.

в) Какие источники загрязнения окружающей среды могут быть в вашем населённом пункте.

г) Какие опасности таятся в загрязнении воздуха, воды.

а) Особенности среды обитания человека.

б) Влияния факторов среды на здоровье человека.

в) Как город влияет на природную среду.

Занятие-Игра-лабиринт.

Путешествие по картинкам.

2.Обеспечения безопасности личности и общества. а) Как функционируют органы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью,

б) Пожарная охрана.

в) Скорая медицинская помощь.

г) Милицейская служба.

д.) Запомнить номера телефонов экстренных служб.

а) Система обеспечения безопасности жителей города. Занятие-Турнир

Соревнуются три команды:

- медики

- пожарные

- милиция

3.Дом, в котором мы живём. а) Что такое гигиена жилища и как её соблюдать,

б) Что и как надо делать в домашних условиях, чтобы быть добрым жизнерадостным.

а) Гигиена и культура быта,

б) Гигиена жилища,

в) Личная гигиена,

г) Осанка.

Занятие – “ВЕЛИКАЯ СТРАНА КРОССВОРДИЯ”.
4.Опасности, подстерегающие человека дома. а) Усвоить несколько известных правил безопасного обращения с электрической энергией.

б) Усвоить правила, чтобы телевизор не причинил вред здоровью и не стал причиной огорчений, как действовать при возгорании теле