Урок-поход "Природные комплексы нашей местности"

Разделы: География


Учебно – воспитательные задачи урока:

  1. Расширить знания учащихся о природных комплексах своей местности, сформировать умение выделять главные компоненты П.К., указать меры по охране окружающей среды. Научить фиксировать результаты наблюдений.
  2. Дать представление об особенностях природы Шолоховского района и своего хутора.
  3. Развивать у учащихся умения называть и показывать особенности компонентов природы устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать тенденции в изменении природы под влияние деятельности человека.

Воспитательная:

  1. Создать условия для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять природу родного края.
  2. Помочь учащимся осознать практическую значимость изучения природы Шолоховского района и своего хутора.
  3. Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру и чувства товарищества, дружбы, умения работать в коллективе.

Оборудование: полевые дневники, карандаши, ластик, линейка, компас, папка для гербария.

Ход урока

I этап. Подготовка к уроку

Вводная беседа в классе:

  1. Сообщение целей работы во время урока – похода.
  2. Вычерчивание плана местности с указанием остановок во время похода.
  3. Создание творческих групп по ведению полевых дневников.
  4. Сообщение методики проведения практических работ на каждой из остановок похода.
  5. Записывание заданий в полевой дневник.

Задание № 1

Опишите П.К. своей местности по плану:

а) Географическое положение;

б) Особенности рельефа, горных пород, изменение рельефа под действием человека.

в) Особенности поверхностных вод, находящихся на территории нашего хутора; особенности озер поймы Дона ( питание озера, изменение уровня воды в озере по временам года, меры по охране).

г) Особенности почв С.П.К. имени Шолохова, их использование, меры по сохранению и повышению плодородия.

д) Растительный мир, изменение растительности под влиянием хозяйственной деятельности человека, меры по охране растительного мира.

Маршрут урока-похода

Остановки:

  1. Поле. Изучение почв.
  2. Курган.
  3. Лесополоса.
  4. Степной участок.
  5. Озеро.

Задание 2

1. Описать, как может измениться П.К. нашей местности если:

  • Резко уменьшится среднегодовое количество осадков;
  • Повысится уровень грунтовых вод;

2. Что можно изменить в П.К. нашей местности, чтобы улучшить условия для жизни и отдыха людей? Это задание творческое. Его можно выполнить дома.

Выполнение практической части работы по группам. Деление класса на группы по 4 человека.

II этап

Остановка №1. Изучение почвенного покрова нашей местности

  1. Беседа о выполнении заданий по изучению почвы.
  2. Общая характеристика почв.
  3. Строение почвы ( изготовление и рассматривание почвенного монолита).
  4. Особенности почв Ростовской области и своего населенного пункта. Сравнение почв.
  5. Использование почв.
  6. Меры по охране и повышению плодородия.

Остановка № 2. Курган.

  1. Наука археология. ( беседа с классом)
  2. Рассказ о содержании курганов, которые были раскопаны на территории С.П.К. имени Шолохова. Этот курган можно использовать для описания склона, измерения высоты кургана.

Остановка № 3. Лесополоса.

  1. Для чего человек сажает лесополосы?
  2. Определение основных видов деревьев.
  3. В полевой дневник зарисовать формы листьев 5 видов деревьев, или собрать небольшой гербарий из листьев, а на уроках биологии определить и описать эти виды деревьев.
  4. Ответить на вопросы: Какова польза лесополос в нашей местности? Как давно они были посажены? Кто их сажал? Что будет, если они погибнут?

Остановка № 4. Растительность степного участка.

  1. Определить основные виды растительности.
  2. Указать сроки цветения степных растений.
  3. Собрать гербарные образцы 5 видов степных растений.
  4. Указать основные меры по охране и использовании растительного покрова степей Ростовской области и нашего хутора.

Остановка № 5. Изучение озера.

  1. Записать в полевой дневник общие данные об озере ( площадь, глубина, связь с рекой, как называется озеро).
  2. Исследовать водную растительность. Определить видовой состав растений.
  3. Животный мир озера: водоплавающие птицы, промысловые животные, рыбы и другие обитатели озера.
  4. Определить, нуждается ли это озеро в охране? Какие мероприятия по охране данного озера могут провести учащиеся во время похода.
  5. Зарисовать план – схему озера.

III этап. Подведение итогов урока-похода

Сделать общий вывод об основных компонентах П.К. нашей местности. Как используются природные комплексы на территории нашего хутора. Обратить внимание на экологическое состояние природных объектов в окрестностях хутора.

Наметить пути решения некоторых экологических проблем.

Задание на дом: привести в порядок записи в полевом дневнике, оформить гербарий растений степи и рисунки листьев деревьев лесополосы. Зарисовать схему озера и надписать растения и животные, которые обитают в данном озере.