"Из опыта работы по системе Л.В. Занкова". Открытый урок по русскому языку в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся со способом проверки безударных личных окончаний глаголов по неопределенной форме.
  2. Совершенствовать навыки правописания личных окончаний глаголов.
  3. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
  4. Воспитывать аккуратность, культуру речи.

Оборудование: учебник А. В. Поляковой, экран, мультимедийная установка, слайды.

1. Мобилизующий этап

Я - в озерах и реках, а в воде меня нет,
Я - в арбузах и огурцах, а в дыне меня нет.

Д. Это звук Р.

У. Какой это звук?

Д. Согласный, звонкий, непарный.

Минута чистописания : письмо буквы Р.

2. Повторение

Работа с фразеологизмами:

У. Как заменить одним словом:

- Водить за нос? (Обманывать)

- Рукой подать? (Близко)

3. Словарно-орфографическая работа:

1) Игра " Добавить гласные": -с-к-л-т-р, - л-ктр-ч -ств-
(эскалатор, электричество)

2) Составьте с ними предложения.

4. Работа по теме урока:

На доске слова: кормит, рубит, едет, моет, лечит, думает.

У. Что это за слова?

Д. Глаголы настоящего времени.

У. Запишите их в 2 столбика, найдя различие.

Д. Записывают :

кормит  моет
лечит едет
рубит думает

Рисунок 1

Рисунок 1

У. Почему так распределили?

Д. В одних словах окончания -ит, в других - ет.

У. От чего зависит окончание в глаголах?

Д. Оно зависит от спряжения. В глаголах 1 спряжения -ет, а в глаголах 2 спряжения - ит.

У. А мы умеем определять спряжение?

Д. Да. Если в 3 лице множественного числа окончания -ут -ют, то это 1 спряжение и пишем Е , а если окончания -ат -ят, то это 2 спряжение и пишем И.

У. Всегда ли так? А в слове: строят или строют?( Противоречие!)
(Встает проблема)

У. Значит, 3 лицо множественного числа помогает не всегда. Что же делать?

Д.(Предлагают свои версии)

Все версии проверяются. Если дети не выдвигают верную версию, учитель дает задание:

У. Поставьте эти глаголы в неопределенную форму.

Понаблюдайте за ними и окончаниями в 3лице единственного лица.

У. Что заметили?

Д. Во 2 спряжении на конце везде -ить, а в1 спряжении -разные гласные перед -ть .

У.Какой же вывод?

ВЫВОД:

Если в неопределенной форме - ить, это 2спряжение, пишем гласную в окончаниях -И, а если -ить нет, то это 1 спряжение, пишем гласную -Е.

У. Давайте посмотрим в учебнике на странице 99 памятку.

Рисунок 2

Рисунок 2


(Читаем памятку, запоминаем.)

ФИЗМИНУТКА.

У. Составьте схему по данному правилу.( 2 спряжение- неопред. форма -ить - И)
(1 спряжение - неопределенная форма- ----ать ,ять, уть, еть, ыть---Е)

Рисунок 3

Рисунок 3

5. Закрепление

а) На экране пословицы:

- Хорошим худо не быва...т.
- Бедность уч..т, а богатство порт..т.
- Дождь полож..т траву, а солнышко подним..т.
- Месяц свет..т, но не гре..т

Рисунок 4

Рисунок 4

У. почему так говорят?

Дети объясняют смысл пословиц.

У. Пользуясь памяткой, вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов.

б. Письмо под диктовку

Вот уж снег последний в поле тает
Теплый пар восходит от земли.
И кувшинчик белый расцветает,
И зовут друг друга журавли.

У.Найти в тексте глаголы, определить у них спряжение, выделить окончание.
(Взаимопроверка)

7. Рефлексия

Тест "Да или нет" (Дети выполняют на листочках)

1) У глагола- два спряжения? (Да)
2) В 1 спряжении у глагола- ить? (нет)
3) Во 2 спряжении в окончании пишется И? (Да)
4)Спряжение можно определять по неопределенной форме?( Да)
5)У глагола прошедшего времени определяется спряжение? (Нет.)

Проверка:

Рисунок 5

Рисунок 5

8. Итог урока

Что нового узнали о глаголах? Какой способ проверки безударных окончаний вы открыли сегодня для себя?

Приложение

Использованная литература

1. Журнал "Педсовет" № 4, 1996.
2. Г. А. Бакулина. "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка". 3 класс. М. 2001.
3. Учебник русского языка. А. В. Поляковой, 2004.