Информационные технологии на уроке окружающего мира

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели:

  • формировать у учащихся новые понятия: инфекционные заболевания, профилактические прививки, иммунитет,
  • развивать речь, умения аргументировать свой ответ,
  • воспитывать здоровый образ жизни.

Задачи:

  • повторить знания о микробах, что защищает людей от микробов,
  • опираясь на жизненный опыт детей, сформулировать признаки заболеваний, правила здорового образа жизни,
  • поддерживать интерес к уроку через использование компьютерных технологий,
  • способствовать сохранению здоровья детей через использование зарядки для глаз, обсуждение пословиц.

Дидактические материалы к уроку: учебник “Окружающий мир. Человек и природа”. А. А. Вахрушев.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Презентации.

(Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4.)

Приложения в формате WORD.

Приложение 4, Приложение 5.

Слайд 1. Добрый день!

Слайд 2.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Слайд 3. – Что вам известно о микробах? (Микробы – это мельчайшие живые организмы: бактерии, вирусы, простейшие. Они состоят всего из одной клетки. Играют важнейшую роль в почве в качестве разрушителей.)

- Какие ткани защищают нас от микробов? (Кожа защищает нас от микробов. В крови имеются белые кровяные клетки, которые убивают попавших в организм болезнетворных бактерий.)

- По каким признакам можно понять, что человек болен? (Повышенная температура, расстройство работы отдельных органов, слабости, вялости, бледности или красноте кожи.)

III. Формулирование темы урока.

- Ребята, кто из вас уже догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

- Кто сможет назвать тему урока?

Слайд 4. Отчего мы иногда болеем?

- Диалог Лены и Миши. Задание 1.

- Послушайте шуточное стихотворение. Оно написано специально для детей, чтобы вы были внимательными к своему здоровью: чаще мыли руки, не трогали животных, которых встречаете на улице или в подъездах и т. д.

Слайд 5. Стихотворение “Микроб”.

Микроб – ужасное вредное животное:
Коварное и, главное, щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет – и спокойно там живет.
Залезет, шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот

IV. Совместное открытие знаний.

1. Травмы.

- Если человек порезал палец, ушиб коленку, подвернул ногу или попала в глаз соринка, говорят: произошла травма, и лечат поврежденное место. Но иногда бывает иначе: вроде все цело, а ты чувствуешь, что нездоров.

2. Микробы.

Слайд 6. Рисунок микроорганизмов.

- Причиной такого состояния чаще всего бывают микробы – болезнетворные микроорганизмы. Микробы, т. е. бактерии, вирусы и простейшие, передаются от человека к человеку при контакте, через питьевую воду, через пищу или при укусе насекомого.

- Как же микроорганизмы вызывают болезнь? Способность вызывать тяжелые заболевания связана с тремя факторами.

  • 1 фактор: *неимоверная быстрота размножения, позволяющая микробам за несколько часов увеличивать свою численность до нескольких миллиардов особей, что создает нагрузку организму.
  • 2 фактор: *способность разрушать ткани тела и тем самым нарушать работу определенных органов.
  • 3 фактор: *выработка ядовитых веществ, называемых токсинами. Токсины поражают один орган или одну систему органов, по которым врач может диагностировать болезнь и установить ее возбудителя.

Однако здоровый организм защищен от проникновения возбудителей болезни. Лишь при близком контакте с заболевшим человеком может попасть слишком много возбудителей сразу, тогда наш организм может дать сбой и начнется болезнь.

Слайд 7.

Первой линией обороны служит кожа, слизистые оболочки и выстилка пищеварительного тракта. Кожа способна активно разрушать многие виды бактерий. Еще одним препятствием служат ресничные клетки верхних дыхательных путей, постоянное биение этих клеток продвигает бактерии вверх по глотке, после чего они проглатываются. В желудке большинство бактерий разрушается кислым желудочным соком, другие выводятся с калом. Также в органах мочеполовой системы кислая среда убивает бактерии.

3. Правила гигиены.

- Заражения можно избежать, если следовать правилам гигиены.

Задания 2 и 3.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. Слайд 8.

- Некоторые болезни возникают у людей из-за переохлаждения организма. Когда это происходит? (промокшие ноги, без шапки, много съели мороженого).

- В начале урока мы назвали признаки, которые нам подскажут, что человек заболел: сердце сильнее бьется, учащается дыхание, ускоряется обмен веществ в организме, из-за этого повышается температура и от жара многие бактерии погибают. Так наш организм начинает бороться с болезнью.

- Что нужно делать в данном случае? (Больше пить это ускорит выведение отходов, чай с малиновым вареньем – вызовет потоотделение и ускорит выведение вредных веществ, с лимоном – богат витамином С – укрепит защитную способность организма, придаст новые силы).

- Кто знает какая температура у здорового человека? Задание 4.

Слайд 9.

- Если температура достигла 38 градусов, то нужно обратиться к врачу, чтобы он определил болезнь и назначил лечение.

4. Иммунитет. Профилактические прививки.

Слайд 10.

- Какими болезнями человек болеет снова и снова? (ОРЗ, грипп, ангина)

- Есть болезни, которыми человек болеет только один раз: корь, ветрянка, скарлатина и другие. Наши клетки обучаются обезвреживать их возбудителей за время болезни, во второй раз они не допустят заболевания.

Слайд 11.

В конце ХIX века Пастер доказал, что при помощи прививок можно спасти жизнь человека

Эту способность организма называют иммунитетом или невосприимчивостью к болезни. Оказывается, если здоровому человеку сделать прививку – ввести в организм ослабленный возбудитель, то у него тоже выработается невосприимчивость к этой болезни.

Поэтому вам каждый год ставят различные прививки для того, чтобы наш организм выработал иммунитет от болезней.

5. Болезни современного общества.

- В далеком прошлом люди больше всего страдали от травм и редко проживали больше 30 лет. Еще 2-3 столетия назад отсутствие знаний о болезнях приводило к эпидемиям – быстрому распространению тяжелых заразных заболеваний. От них вымирали целые города.

Сегодня жизнь человека сильно изменилась. Многие болезни побеждены, с другими научились успешно бороться. Но природы стало меньше, а людей - больше. Машины заменили человеческий труд, люди стали меньше двигаться. Развитие хозяйства привело к загрязнению воздуха и воды вредными веществами. Каждый день получаем много новостей – хороших и плохих – и слишком много волнуемся. Эти условия сделали людей нездоровыми и без всяких микробов. Эти болезни называются болезнями современного общества. Лучший способ борьбы с ними – борьба с причинами. Знание причин болезней помогает их побеждать или избегать.

Задания 6 и 7.

V. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ.

1. Вопросы с. 53.

2. Задания 8 -10.

Слайд 12.

VI. ИТОГ УРОКА.

Слайд 13. Прочитайте пословицы. * * * Что они означают?

- Что нового узнали? Как сохранить свое здоровье?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Вопросы. с. 53. Повторить урок 13.

Слайд 14.