Урок МХК "Историческая живопись 1-й половины XIX века"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель:

  • знакомство с исторической живописью первой половины 19 века,
  • развитие интереса к исторической живописи как ведущему жанру Академии художеств в начале 19 века,
  • воспитание чувства любви к прекрасному, любви к своей Родине, её историческому прошлому.

Ход урока

Учитель: Мы сегодня отправляемся в увлекательное путешествие в мир русской живописи. Перед вами картины известных русских художников (используется презентация приложение 3 Слайд 1).

К каким жанрам живописи вы бы отнесли данные произведения? (Ответы детей)

  • Исторический жанр
  • Портрет
  • Парадный портрет
  • Пейзаж
  • Натюрморт

Учитель:

  • Установите соответствие между словами и определениями.
Пейзаж Жанр, основным предметом изображения которого является природа
Натюрморт Жанр искусства, посвященный изображению неодушевлённых предметов, объединенных в группу.
Портрет Изображение человека либо группы людей.
Историческая живопись Жанр, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Часто переплетается с другими жанрами – бытовым, портретом, пейзажем
  • Какой жанр живописи вам понравился больше всего?

(Ответ уч-ся).

А как вы думаете, в каком жанре наиболее четко отражены проблемы судеб нации, личности и окружающего мира, духовные и нравственные вопросы.

Этот жанр возвращает нас к нашим истокам, заставляет нас осмысливать события и факты, делать выводы и задумываться о будущем.

(Ответы детей: исторический жанр)

Учитель: (Слайд 2) Исторический жанр сформировался в 18-19 веках со становлением научного взгляда на историю. Исторический жанр зарождается в стенах Академии художеств. Его признавали наиглавнейшим, на него возлагали большие гражданственные и воспитательные задачи. В нем поставлены проблемы судеб нации, личности и окружающего мира, духовные и нравственные вопросы.

  • Кто же работал в этом жанре? Каких художников и их картины вы можете назвать?

(Ответы детей) (Слайд 3)

Учитель:

  • Какова роль исторического жанра в русской живописи?

(Ответы детей)

Учитель: Сегодня мы с вами узнаем некоторые интересные и немаловажные факты биографии русских художников (Слайд 4). Предлагаю вам немного поработать в группах по следующему плану.

  • Изучить некоторые факты из биографии, проанализировать их и поделиться с остальными полученными сведениями
  • Проанализировать художественное произведение, составить краткий рассказ по картине

Каждая группа получает задание изучить биографию художника (приложение 1).

Вопросы для анализа картины.

  • Какой исторический период изображен? Или какая историческая информация отражена?
  • Сюжет картины, окружающий пейзаж, герои картины? Значимо ли их место в истории?
  • Можем ли мы отнести эту картину к исторической живописи?
  • Попробуйте составить краткий рассказ по картине.

(Ответы учеников после групповой работы)

Учитель: дает комментарии к ответам детей (приложение 2 Слайд 5)

Историческую живопись можно рассматривать не только в целом, но и по направлениям: историко-бытовое, портретно- историческое, батальная живопись и исторический пейзаж. Художники, с творчеством которых мы сегодня познакомились, работали в основном в историко-бытовом и портретно-историческом направлении.

Учитель:

  • К каким жанрам относятся данные произведения? (слайд 6).
  • Для закрепления знаний выполним проверку – тест. (Для теста можно использовать уже знакомые иллюстрации).
  • Определите свое отношение к жанру исторической живописи?

Рефлексия (слайд 7,8).

На уроке применялись истоковские социокультурные технологии: начало урока - проблемный вопрос; развивающие и оценивающие тренинги; групповая работа.

Используемая литература:

  1. История русской культуры Ю. Рябцев
  2. Мировая художественная культура Эренгросс Б. А.