Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературного чтения в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Все мы знаем, что уроки русского языка считаются эффективными, если дети поняли теоретический материал, научились применять правило. А уроки литературного чтения эффективны тогда, когда оказывают эмоциональное воздействие на ученика через произведения искусства, воспитывают эстетические чувства, пробуждают «…чувства добрые…»

В группе, которую я взяла с первого класса, одна ученица уже умела читать, одна знала буквы, остальные буквы не знали. К концу учебного года все дети укладывались в норму по технике чтения, а двое читали выше нормы.

С контрольным диктантом справились все.

В 4классе по русскому языку четвертую четверть все закончили на «4»и «5», не считая 1 «3», а по литературному чтению у всех «5». В І четверти 5 класса все свои знания подтвердили.

Успех работы каждого учителя зависит от многих факторов.

Ни на каких весах невозможно взвесить его труд. Большое значение имеет контингент учащихся. Если в классе отсутствуют ученики с явными отклонениями в поведении и успеваемости, то это создаёт положительный эффект для работы учителя. Также очень важно, по каким учебникам дети работают. В первом классе мы работали по букварю Э. Давыдова. Букварь очень трудный, даже для учителя, без поурочных разработок самого автора, эффективно с этим букварём невозможно работать. И в то же время, имея эти разработки, можно организовать интересную, доступную, познавательную работу на каждом уроке.

  1. Дети, ещё не зная ни одной буквы, уже чертят схемы слов, делят слова на слоги, ставят ударения в словах, подбирают слова, которые подходят к начерченным схемам и узнают, что буквы бывают гласные и согласные.
  2. Узнают, что согласные бывают мягкими и твёрдыми.

А знакомство с буквой и звуком «а» происходит одновременно и в сравнении с буквой я и звуком [jа]. Парные согласные тоже изучаются в паре, сразу знакомятся со звонкостью и глухостью и способами проверки, когда эти буквы пишутся на конце слова: флаг – флаги.

Также в букварный период они знакомятся с правописанием ЖИ-ШИ,

ЧА -ЩА,ЧУ- ЩУ, ЧН– ЧК, с разделительным Ь и Ъ, с написанием заглавной буквы. И для того чтобы уроки проходили эффективно, чтобы успевали и читать и знакомиться с правилами и применять эти правила при письме, приходилось использовать много наглядности, и в том числе и большие таблицы по правописанию всех этих правил для хорового чтения на уроках чтения и на уроках русского языка, а также карточки ЖИ-ШИ, ЧА -ЩА,ЧУ- ЩУ, ЧН– ЧК. На доске напечатались слова с пропуском этих слогов, все показывали с места, какой слог пропущен, один ученик выходил к доске и заполнял окошки.

В 1классе они узнают, что гласные я, е, ё, ю в начале слова и после гласных обозначают два звука:

Научились свободно отвечать на вопросы, сколько в слове букв, сколько звуков в таких словах, как яма, дверь.

А теперь расскажу о самых, на мой взгляд, эффективных и простых методах, которые при желании может применить любой учитель, или уже применяет.

Каждый урок делила на 3 этапа.

На І- этапе:

  • Знакомство с новой буквой и звуком.
  • Работа по новой странице.
  • Чтение текста, напечатанного на доске.

ІІ-ІІІ этапы идут одновременно.

  • Дети получают задание напечатать простым карандашом страницу букваря и разделить слова на слоги, поставить ударение, подчеркнуть мягкие согласные =, твёрдые согласные. И пока дети выполняют эти задания, у меня остаётся время для индивидуальной работы с каждым учеником, что так необходимо вообще в начальных классах, а особенно в 1 классе.

Зная психологию первоклассника, нельзя ему ставить далёкие цели, типа: будешь хорошо учиться, поступишь в институт, такие цели им непонятны. Ему важно, чтобы учительница на каждом уроке его спрашивала и поощряла его. Ведь они знают, что самой хорошей оценкой в школе является «5». Поэтому были заведены игрушечные дневники, в которых дети сами ничего не писали, писали только учителя, предмет и цифру «5» для поощрения, не оценку, а именно цифру «5». Те, кто успешно овладевал умением читать, задерживался около меня 1 минуту, а те, кому чтение давалось с трудом, имели возможность задерживаться около учительского стола и в течение 5 минут, т. к. дети в целях экономии времени подходили и справа и слева к столу. Хороший ученик быстро получал устное поощрение и садился на свое место и продолжал печатать в тетради. Проверку напечатанного в тетрадях и цифру «5» в игрушечных дневниках им ставила уже на перемене, хорошо перемены в 1 классе большие.

Ребятам это доставляло огромную радость, они работали старательно и с удовольствием, не отвлекаясь в течение всего урока. Их трудно было даже отвлечь на физкультминутку.

Радовалась успехам детей, огорчалась, а не ругала, когда у них что-то не получалось.

На уроке создавала:

  1. благоприятную обстановку;
  2. замечания делала в благожелательной форме. Благодаря этому эффективность уроков очень повышается.

Расскажу интересный случай из своей работы. Одна ученица видя, что её одноклассницы стали уже хорошо читать, а у неё так же хорошо не получается, хотя она очень старается, однажды на урок принесла мне сборник стихов для детей и говорит: «Можно я отсюда прочитаю стихотворение?» И читает мне стихотворение, которое выучила наизусть. Казалось бы, мне надо её за это отругать, но я похвалила, поставила цифру «5». И это продолжалось долго, но я знала она и таким способом, научится читать и, я оказалась права: к концу года она уложилась в норму.

Из–за того, что они уже в 1классе выучили правила правописания, то во 2классе учили наизусть словарные слова, оставалось время для работы с тестами различного типа. (Приложение 1, Приложение 2).

При повторении и работе над ошибками очень удобны вот такие памятки. (Приложение 3).

Эти памятки расположены в папке. Папки подвешиваются на доске, прикрепляются зажимом.

При выполнении упражнений стараемся в каждом слове найти орфограммы и найти к нему, если можно проверочное слово.

По чтению каждое стихотворение учились не только выразительно читать, но и учили наизусть. Каждый текст готовили к пересказу.

Кроме контрольной проверки техники чтения в конце четверти читали на время с целью ускорить темп чтения. Как я это делала?

По моему сигналу дети начинают читать.

Через 1-2минуты я говорю: «Стоп!»

Дети простым карандашом отмечают, где остановились. Второй раз

читают этот же отрывок.

Спрашиваю: «Больше или меньше прочитали?» (Так же третий раз.)

Дети приходят к выводу: если читать несколько раз, то техника чтения улучшается.

Дома тренируются в чтении на время.

Приходят на 2-ой день читают на время, сравниваются с результатами чтения незнакомого текста.

Опять дети сами делают выводы, чтобы хорошо читать, надо много читать.

Иногда сама им читаю на время, для того, чтобы дети видели, как быстро можно читать.

Для экономии времени, такие чтения проходят 30 секунд, а результат удваивается. Выходят 2 ученика 1- читает, 2-ой смотрит на часы, потом они меняются ролями, отмечаем простым карандашом, где остановились, они садятся и считают друг у друга кто, сколько слов прочитал. Так читают все.

Потом сравниваем количество слов, которые они прочитали на данном уроке с предыдущим результатом, т. е. кто идет вперед, кто стоит на месте, а кто стал читать хуже. Эти методы тоже очень эффективны для улучшения техники чтения.

Ведь не секрет, если нет техники чтения, нет выразительности чтения и осознанности.

И читать книги любят те дети, которые хорошо читают. Если ребёнок читает и не понимает прочитанное, можно сказать, он не умеет читать.

Не стихают и, видимо, не стихнут бесконечные споры об уроках литературного чтения. Одни упрямо настаивают, что здесь, как и везде, главное- знание. Но я считаю, что от знаний надо идти дальше – к чувствам ученика. Лишь живая душа оживит души. Известный педагог и психолог писал: «Говори, говори же учитель, может быть, час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление». Надо всегда знать, что должны унести ученики с урока, как дать материал, чтобы он имел отклик в их душах. Без артистизма учитель – словесник вряд ли достигнет той достоверности, без которой мертво искусство великих людей.

Прежде – то всего верят учителю, его слову, а не Пушкину и другим. Игра словесника становится важным инструментом, с помощью которого учитель утверждает веру в себя в сознании и в сердцах ребят.

Поэтому не зря А. П. Чехов в беседе с А. М. Горьким говорил: «Учитель должен быть артистом, художником, горячо влюблённым в своё дело».

Артистизм – это не только черта личности, а учебный приём, которым может и должен и должен овладеть учитель, чтобы повысить эффективность уроков русского языка и литературного чтения.

Вывод. За 30 лет работы в школе я пришла к выводу, что для повышения эффективности нужно на каждом уроке создавать атмосферу заинтересованности как всего класса, так и каждого ученика, подобрать ключ к каждому ученику. Ведь один ребёнок не похож на другого. Моя цель как учителя, зажечь «огонёк» в глазах детей, вселить уверенность в собственные силы, что они всё могут, только тогда можно воспитывать в них желание учиться, желание всё знать.