Решение выражений и задач

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обучающие: закрепить табличное сложение и вычитание в пределах 20; случаи сложения и вычитания вида: 30 + 5; формировать умения находить значения выражений удобным способом, используя свойства математики; совершенствовать умения решать задачи разными способами; находить периметр четырёхугольника.
  2. Развивающие: развивать мышление, внимание, умение пользоваться математической терминологией.
  3. Воспитательные: формировать интерес к математике, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: доска, учебник математики 2 класс (ч.1): Моро М.И.; карточки для индивидуальной работы; картинки: деревья, Барсук, Лесовик, поляна цветов с примерами, Ворона, домики.

Ход урока

I. Организационный момент. Аутотренинг.

Улыбнёмся солнышку.
Дадим друг другу руку.
Поднимем настроение
Себе и другу.

- Покажите какое настроение у вас? (Дети поднимают карточку и изображением лиц – весёлое или грустное)

- Пусть сегодня на уроке будет тёплая дружеская обстановка.

II. Устный счёт.

а) Чистописание. Нумерация чисел в пределах 100.

25 30 21

18 40 22

75 34 43

15 60 23

- Прочитайте числа в каждом столбике. По какому признаку можно сказать, что есть «лишнее» число? Запишите эти числа красиво.

- Назовите разрядный состав этих чисел.

б) Математический диктант.

- Как называются числа при сложении и вычитании.

Что значит уменьшить, увеличить число?

- Найти сумму чисел 20 и 4.

- Найти разность чисел 17 и 8.

- Увеличить число 8 на 4.

- Уменьшить число 46 на 6.

- Сравнить на сколько 12 больше 9.

- К какому числу нужно прибавить 2, чтобы получилось 11?

(Взаимопроверка.)

III. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем решать разные выражения, решать задачи, находить периметр, чертить четырёхугольник. Для этого вы должны хорошо знать таблицу сложения и вычитания в пределах 20. А чтобы было интереснее всё это делать, мы будем помогать сказочному герою.

Где играют дружно,
Считают умело.
Там и сказке можно
Появиться смело!

- Ранним утром Барсук разносил почту. Он был лесным почтальоном и хорошо знал звериные адреса. А вы знаете, барсук очень полезное животное, так как он поедает много лесных вредителей: мышей и вредных насекомых. В день он съедает около 56 кг разных вредителей.

IV. Закрепление таблицы сложения и вычитания в пределах 20.

1. Устная работа.

- Вышел Барсук на поляну и увидел много красивых цветов и бабочек, стрекоз и пчёлок. Он знал, что бабочки, пчёлки полезные насекомые и их нельзя ловить. (Почему?) Поэтому просто лёг и стал любоваться ими. Давайте поможем бабочкам, стрекозам и пчёлкам найти цветочек и полакомиться нектаром.

17 - … = 8     4 + … = 11     15 - … = 7     … + 6 = 14     … - 5 = 9

2. Решение выражений.

- Пока Барсук наблюдал за бабочками, Ворона украла у него из сумки письмо и улетела. Пришлось идти Барсуку на поиски.

И тут он встретил Лесовика.

Решил он спросить у него – ведь он должен всё знать в своём лесу. А Лесовик стал жаловаться Барсуку, что люди перестали беречь природу: рубят деревья, гнёзда разоряют, грибницы разрушают. А мальчишки приходят в лес и качаются на молоденьких берёзках, пока беззащитное дерево не переломится. Просил Лесовик пощадить природу, беречь лес, птиц. И чтобы каждый из нас посадил дерево.

Мы сейчас посадим пока нарисованные деревья, но вы обязательно постарайтесь сажать настоящие.

а) Узнать значения выражений. (с.44 №7)

8 + (12 - 7) 16 – (3 + 6) (6 + 9) – 8

б) Используя свойства сложения, узнать значения выражений.

7 + 8 + 3 + 2 18 + 11 + 2 + 9 17 + 5 + 5 + 3

в) Вставить пропущенные числа, чтобы равенства были верными.

15 - … + 7 = 16 8 + 6 - … = 7 … - 5 + 4 = 11

- За это Лесовик поделился секретами. Мы узнаем их, если выполним задание.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна,
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейки -
Друг за другом потекли…
Становитесь все опять -
Будем в солнышко играть.
Мы весёлые лучи,
Мы резвы и горячи.
А сейчас мы потянулись…
И за парты вновь вернулись.

3. Работа по карточкам.

Решив пример, поставить букву к числу, которое у вас получилось.

ПОДОРОЖНИК     ОДУВАНЧИК

  • Если порезали или натёрли ногу, сорвите лист подорожника, разомните и приложите к ранке.
  • От укуса пчёл помогает сок одуванчика - белое молочко. Боль проходит и опухоли не останется.

- Выполним ещё одно задание. Каждому Лесовик за это даёт рецепт мёда из одуванчиков, который очень полезен при простуде. Только нужно помнить, что около дорог собирать лечебные травы нельзя!

V. Решение задачи.

Решение задачи разными способами. (с. 44 №10)

- Вот мы попали к Вороне. Но Ворона не отдаёт письмо. Она просит нас помочь ей узнать периметр фундамента дома, который она строит.

VI. Работа с геометрическим материалом.

- Что такое периметр?

Измерить длину сторон четырёхугольника и начертить в тетради. Узнать периметр. Но периметр фундамента будет выражен в дециметрах.  Ворона отдала письмо. Периметр – это и есть номер дома, в который нужно отнести письмо.

Номер дома 10. Кто живёт в этом доме? (Черепаха).

Черепаха поблагодарила Барсука и угостила его тортом.

VII. Задание на логическое мышление.

Нужно двумя разрезами разделить торт на части так, чтобы эти части получились треугольной формы.

VIII. Итог урока.

  • Как вы считаете, наш урок прошёл с пользой?
  • За что вы себя можете похвалить?
  • Какое настроение вызвал у вас урок?
  • Покажите карточку с изображением лиц.

Домашнее задание: стр. 42, №5.

Литература:

  1. Дзябашески В. «Зелёные задания».- М.: Просвещение, 1996г.
  2. Лёвина С.А «Физминутки».- Волгоград: Учитель, 2005г.
  3. Моро М.И. «Математика 2 класс»./ Учебник.-М.: Просвещение, 2002г.