План-конспект открытого урока по математике для 2-х классов (1–4) по теме "Арифметические действия с однозначными числами. Сказка в стихах"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • повторить сложение и вычитание в пределах 20;
  • умножение и деление чисел по таблице умножения;
  • подарить ощущение праздника и вызвать положительные эмоции, способность сопереживать, делать открытия.

Оборудование:

  • линейка чисел в пределах 20;
  • магнитная доска;
  • иллюстрации к сказке «Колобок»;
  • картинки с героями сказки, деревья, домик;
  • магнитофон;
  • аудиозаписи детской песни В. Шаинского «От улыбки».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа:

Сядьте ровно.
Все в порядке?
Открывайте-ка тетрадки
И какой сегодня день
Все запишут…
Нам не лень!

(Дети записывают дату.)

Мы сегодня на уроке
Проведем опрос не строгий.
Повторим, что нам знакомо,
Что учили в классе , дома.
Будем с вами мы считать, умножать и вычитать!
Это позже… а пока
«Приключенья Колобка».
В доме старом не тужили
Бабка с дедкой мирно жили.
Внученька у них была.
Та уж в городе жила.
А у внучки в воскресенье
Намечалось день рожденья.
Дед стал думать: как же быть?
Что же внучке подарить?
И бабуля в нужный срок
Испекла ей колобок.

(Показать картинку Колобка. Приложение 1)

Он румяный получился
Сам собою он гордился!
Только кто ж через лесок
Его к внучке отнесет?
- Никого вам не найти.
Сам я к ней могу пойти! (Говорит Колобок)

Покряхтел дедок!
Повертел Колобок!
- Путь нелегкий, надо знать…
А умеешь ли писать?
Ты открой-ка всем секрет
Сколько внучке нашей лет?

3. Чистописание:

- Сколько лет внучке, если дедушке 65 лет, а внучка в 5 раз моложе? (13 лет)

(Учитель объясняет и показывает, как правильно писать число 13. Дети записывают.)

- Что вы можете сказать об этом числе? (Число двузначное, записано цифрами 1 и 3, нечетное, иногда говорят несчастливое, но чаще бывает наоборот)

4. Устный счет:

- Молодцы ребята! Помогли Колобку, только это еще не все. Дедушка еще задавал вопросы.

а) - Перед вами три ряда чисел. Какой из них является отрезком натурального ряда чисел? Докажите.

2 3 4 5 …

1 2 3

1 3 7 8

(Второй ряд, числа начинаются с 1, числа идут по порядку, завершаются числом 3. )

- Назовите натуральный ряд.

(Первый ряд чисел. Его можно продолжить.)

б) - Угадайте, кто еще живет у бабушки с дедушкой?

(Проверка таблицы умножения. Учитель предлагает ребятам решить примеры на карточках, обратная сторона в совокупности дает картинку «Котика».)

в) - Какая фигура может быть лишней и почему?

- Спасибо ребята! Помогли нашему герою!

5. Решение уравнений:

Колобочка похвалили,
В путь-дорогу снарядили.
Время вышло…
Наш дружок уж идет через лесок.
Вдруг увидел Колобок-
Белый катиться клубок.
Ничего не разобрать
Только уши и видать!
Вот уже совсем он близко,
А! Так это же зайчишка!
- Что же это за зверек?
Кто расскажет про него?

(Дети рассказывают все, что знают про зайца: где он живет, что любит есть, как выглядит и что обычно про него говорят в народе. Приводят поговорки, пословицы.)

(Показать картинку Зайца. Приложение 2)

- Он сказал ему любя:
«Вкусно пахнет от тебя!
Я с утра не ел совсем,
Я тебя, пожалуй, съем!»
- Что ты, братец! Занят я!
Внучка ждет давно меня!
Я ей к чаю и варенью
Приготовлен к Дню рожденья!
Зайке жалко… Вытер нос:
- Что ж, ответь на мой вопрос!
Да скорее, нет терпенья!
Что же это?..

(Учитель показывает на записанные на доске уравнения)

Х + 9 = 48     Х – 15 = 30

- Уравненья! (Отвечают дети)

- Давайте запишем их и решим.

- Что такое уравнение? (Равенство, в котором есть неизвестное число)

- Как называется неизвестное число в первом уравнении? (Слагаемое)

- Как его найти? (Из суммы вычесть известное слагаемое)

- Во втором уравнении? (Уменьшаемое)

- Как его найти? (К разности прибавить вычитаемое)

6. Решение задачи.

Дальше катиться дружок, -
Наш веселый Колобок
Песня – песней, распевай!
Да смотри же, не зевай!
Показался на дороге
Тот, кого кормили ноги,
В запахах он знает толк.
На дороге Серый… (Волк!)

(Показать картинку Волка. Приложение 3)

Ну, а это что за зверь?
Кто расскажет нам теперь?

(Дети рассказывают об этом животном. Учитель дополняет)

- Эй, дружище, колобище!
Съем тебя я , вкуснотища!
- Нет, не съешь меня, спешу я!
Дай задачку мне, решу я!

«Волк собрал грибы. Из них белых грибов 8, мухоморов в 3 раза больше, чем белых, а лисичек на 10 меньше, чем мухоморов. Сколько съедобных грибов собрал волк?»

- Какие из грибов являются съедобными?

- А какие грибы Волк собрал зря? (Мухоморы)

- Верно. А вот для некоторых животных мухомор является очень полезным грибом. Поэтому нельзя его срывать без надобности.

7. Физкультминутка.

Дальше катится дружок,
Страшен стал ему лесок.
Чтоб случайно не заснуть
Надо малость отдохнуть.
Что тут думать и гадать?
Стал он елочки считать.
- Сколько елочек зеленых?

(руки вверх, в стороны, вниз)

- Раз, два, три.
Сколько сделали наклонов?

(Наклоняются вперед, назад)

- Раз, два, три.
Сколько встретились зверьков?

(Наклоны головой два раза)

Сколько сделали прыжков?

(Прыгают)

- Раз, два.

8. Логическое задание.

Шум опять, трещит листва.
Снова встреча, вот дела!
Наш герой, увы, не слабый
А зовется - Косолапый.
Кто ж нам встретился, детишки,
Ну, конечно это… (Мишка).
Стал он грозно так реветь,
Что за зверь такой Медведь?

(Показать картинку Медведя. Приложение 4)

(Дети рассказывают об этом животном. Учитель дополняет

- Ты не ешь меня, дружок, -
Снова просит Колобок.
- Должен к внучке я идти,
Все, что хочешь попроси!
И Мишутка говорит:
- Знаю я , где мед лежит, -
Через мост мой путь несется,
Ты построй мне этот мостик
И пойдешь к девчонке в гости.

- Расположите выражения в порядке возрастания.

  • 10 х 2
  • 25 х 2
  • 5 х 2
  • 20 х 2

Ответ:

  • 5 х 2
  • 10 х 2
  • 20 х 2
  • 25 х 2)

- Какое числовое выражение отсутствует? (15 х 2)

- Что вы заметили?

(Каждый последующий множитель увеличивается на 5, а произведение на 10)

9. Решение примеров.

Дальше катится дружок,
Наш веселый Колобок.
Уж идет к концу денек
Не успеть боится в срок!
Он спешит через лесок
И навстречу вдруг Лиса.

(Показать картинку Лисы. Приложение 5)

Ой, хитра плутовка наша.
- Кто ты, милый, -
Нежно спрашивает.
- Вкусно пахнешь ты дружок…
- Я – гостинец, Колобок.
Ты меня Лиса не ешь!
Погоди немного!
У внучки курочек не счесть!
Покажу дорогу.
Любит курочек Лиса.
- Что же, потерплю пока…
Только ты заранее

Выполни задание:

Лиса учила своих малышей
Ловить под кустами веселых мышей.
Мыши услышали злую лису
И спрятались все под елью в лесу.
Мышек же было всего только 5.
У каждой мамаши по 9 мышат.
Так сколько скажите мышей и мышат
Тихо под елью тенистой сидят? (45)

- А вот и эти елочки.

- Поставить недостающее число. (Число 18)

- Запишите все возможные выражения, произведения которых равно 18.

9 х 2 =18

6 х 3= 18

10. Обобщение.

Позади теперь лесок.
Шум листвы совсем умолк.
Гул машин все заглушает,
Город Колобка встречает.
Наконец, он путь прошел.
К внучке Колобок пришел.
Там уж стол накрыт давно.
На дворе уже темно.
Отмечают день рожденья.
На столе стоит… (Варенье).
Открывайте шире рот,
Будем пить сейчас … (Компот).
- Ну-ка, съешь меня, дружок! –
Вдруг воскликнул… (Колобок).
Внучка рада!
Помогли очень ваши знания
Колобку добраться к ней,
Выполнив задания.

11. Итог урока.

- Ребята, а какие знания помогли сегодня нам и Колобку, что мы сегодня повторяли?

(Повторяли таблицу умножения, решали уравнения, задачи, считали и сравнивали.)

- Верно. В целом, выполнили различные арифметические действия с числами. Это для Внучки был самый большой подарок! А вы ей тоже понравились. И она дарит вам вот такой букет. Он волшебный. Там спрятано слово, которое помогло нам сегодня дойти до Внучки. Давайте его прочитаем.

Букет составлен из слов: Тюльпан
Роза
Листочки в виде буквы: У
Дубки
Получилось слово ТРУД!

- Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде.

(Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. Терпение и труд все перетрут.)

- Сказка – ложь,
Да в ней намек!
Всем, ребята, вам урок!
Ничего ты знать не будешь,
Если от труда далек.
Внучка тоже не спала.
Колобка вам испекла.
А теперь мы обо всем
Дружно песенку споем!

(Все поют песню В. Шаинского «От улыбки». Учитель раздает детям на память нарисованные колобки с отметкой «5».)