Деловая игра "Тест на ответственность" (для педагогов)

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели:

  • дополнить теоретическую информацию по проблеме ответственности;
  • предложить педагогам практические материалы, способствующие воспитанию чувства ответственности у дошкольников и младших школьников;
  • смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.

Участники: педагоги всех категорий: воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, учителя начальных классов, воспитатели ГПД.

Ведущая: старший воспитатель Петрова Альфия Ямалдиновна.

Классификационные характеристики игры:

  • управленческая;
  • организационно-деятельностная;
  • с материализованным результатом;
  • с использованием интерактивной доски (элементы презентации);
  • коммуникативная (устная, письменная, визуальная);
  • по сценарию.

Критерии оценивания:

  • соблюдение регламента игры на всех этапах;
  • содержание идей, предложений, инноваций;
  • наиболее яркое выступление (практическое задание);
  • умение вести дискуссию отвечать на вопросы.

Предварительная работа:

  • анкетирование педагогов;
  • информирование педагогов о методической теме на 2007–2008 учебный год;
  • экспресс выступление на общем родительском собрании по проблеме ответственности.

Методическое обеспечение:

  • Методы активного обучения:
    • неимитационные (дискуссия);
    • игровые методы (игровое проектирование);
    • неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции,,
      решение ситуативных задач, мозговой штурм).
  • Реквизиты:
    • модель-схема «Лестница духовного роста» (Приложение 1)
    • анкета «Расскажи о себе» (Приложение 2)
    • волшебная палочка;
    • мольберт, материал по проблеме ответственности на листах бумаги;
    • использование интерактивной доски.
  • Информационный банк: статьи из журналов «Управление ДОУ», «Завуч начальной школы», книги, брошюры);
  • Модель деловой игры: (Приложение 3)

Сценарный план

I. Мотивационно-организационный этап

Мы сегодня поговорим об ответственности. Это слово вобрало в себя несколько понятий: уровни ответственности; компоненты, составляющие ответственности; процесс формирования ответственности; условия, влияющие на развитие чувства ответственности; передача ответственности и т. д. Мы педагоги, а это значит, мы несем ответственность не только за себя, но и за дело, за воспитание детей. В доказательство о душевной взаимосвязи взрослого и ребенка можно привести несколько пословиц и поговорок: «Что посеешь, то пожнешь», «Яблоко от яблони недалеко падает», «От плохого семени не жди доброго племени» и т.д. Поэтому, нам взрослым нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый свой поступок, прежде чем принимать участие в воспитании детей. Сегодня мы с вами сделаем попытку проверить наши знания о проблеме ответственности, умение находить правильное решение в ситуациях. Нашу взрослую игру мы так и назовем – «Тест на ответственность».

II. Содержательный этап

Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице. Сначала какое-то время стоим на ступеньке, называемой «Я», пытаемся понять «Кто такая Я.

1. Ступенька «Я».

1)  Игровое проектирование «Самопрезентация»

Методика «Профессиональные характеристики педагога и их оценка»

– Оцените данные характеристики в первой колонке в баллах от 1 до 10, а во второй – выразите свое отношение к этим характеристикам, используя знаки: «огорчает» – «минус», «безразлично» – «ноль», радует» – «плюс».

2)  Действие по инструкции «Продолжи предложение»

–  Давайте поразмышляем на тему «Со мною вот что-то происходит» (об ответственности)

Я радуюсь, когда ... 
Я обижаюсь, когда ... 
Я злюсь, когда ...
Мне весело, когда ... 
Мне не нравится, когда ...
Я грущу, когда ...
Я страдаю, когда ...
Я плачу, когда ...

Резюме: Очень важно, чтобы мы не были рабами эмоций, особенно негатив­ных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Душу всегда надо настраивать на хорошее

2.  Ступенька «Мир людей»

– Поднимаемся на другую ступеньку, которая вводит нас в мир людей. Именно здесь каждый осознает, что он не один, завязывает отношения, проявляет эмоции, характер, проявляются разные виды ответственности.

1) Дискуссия «Быть ответственным, значит самостоятельно принимать решения и осознавать необходимость действий».

  • Если это истина, то поставьте точку и подтвердите неоспоримость мысли.
  • Если вы в этом горячо убеждены, убеждайте нас с восклицательным знаком.
  • Если сомневаетесь в ваших высказываниях, будет присутствовать знак вопроса.
  • Если имеется другое мнение, то не стесняйтесь быть оппонентом и говорите, как подсказывает сердце.

– Я вам предлагаю в подгруппах обсудить это высказывание, и выступить представителю каждой подгруппы.

2) Мотивационно-побуждающая игра «Волшебная палочка» – игра «Разложи верно определения» (каждой подгруппе предлагаются слова на полосках бумаги, которые они должны объединить в определение):

  • Компоненты (составляющие) ответственности: 1. понимание задачи; 2. согласие с поставленной задачей; 3. умение самостоятельно мотивировать свои действия.
  • Уровни воспитания ответственности: 1. ребенок в качестве помощника; 2. ребенок нуждается в понимании и контроле; 3. выполняет задание самостоятельно.
  • Условия развития чувства ответственности: 1. самоуважение; 2. разумные ограничения; 3. условия развития ребенка.

Для контроля правильности выполнения задания предложить таблицы и схемы с определениями (на мольберте).

Резюме: Наши взгляды, как вы уже убедились, могут быть разными, но есть и общая тема «Ответственность» – мы участвуем в обсуждении, взволнованы, и эта эмоция нас объединяет.

3.  Ступенька «Окружающий мир»

– Следующая ступенька именуется «Окружающий мир». Здесь мы видим жизнь в еще большем многообразии: этот мир имеет политический фон, социальную  окраску. И вот здесь наше  «Я» подвергается настоящему испытанию: Как найти свое место в мире? Как выжить? Как воспитывать и обучать детей?

3) Рефлексивно-оценочная игра «Определение ответственности в ситуациях»

На каждую подгруппу дается ситуация, в которой они должны определить, присутствует ли там ответственность или другое чувство?

  1. Маша быстро моет посуду, потому что знает, что не сможет посмотреть фильм, пока этого не сделает (Повиновение)
  2. Аня любит читать. По возвращении из школы в понедельник, она сразу приступает к выполнению домашнего задания по чтению, хотя спрашивать ее будут не раньше пятницы (Ответственность. Девочка могла быть читать любую другую книгу)
  3. Коля хочет попасть на соревнования по плаванию. Каждый день он ходит в бассейн и тренируется. (Ответственность).
  4. Ваня обещал принести своему школьному товарищу книгу, но забыл (Ни повиновение, ни ответственность) – данную ситуацию решают все педагоги.

(4 ситуация и ответы к ситуациям появляются на интерактивной доске)

– Процесс передачи ответственности очень непрост. Его надо начинать с мелочей. Передача детям ответственности за свои дела и поступки – самая большая забота. Она делает их более сильными и уверенными в себе, а ваши отношения – радостными и спокойными. (Приложение 4)

4. Ступенька «Творческая мастерская».

– Самая высокая ступенька жизненного пути – творческая, олицетворяет высшую ступень человеческих умений. Явам предлагаю творческое задание – вывести формулу ответственности в подгруппах и представить.

Анкета педагогов «Расскажи о себе» (анализ результатов теста «Ответственность» – педагоги) (Приложение 5)