Урок по рассказу Г.О. Куклина "У Прелой горы". Воспитание чувств. Наедине с природой, 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


1

– Ребята, любите ли вы бывать на природе? Постарайтесь вспомнить, когда вам было тревожно, страшно наедине с природой? (Во время грозы, сильного ветра, наводнения, снежной бури и т.д.)

– Оставаясь один на один с природой, мы переживаем разные чувства. «Мир от красоты» может вызывать у нас бурю эмоций. Общение с природой помогает нам познать самих себя. Особенно это важно в детские годы, когда формируется свежий взгляд на природу, закаляется характер.

2

– Вы прочитали рассказ Г.Куклина «У Прелой горы». Какую роль в истории мальчика сыграла природа? Какие чувства испытал герой, оказавшись наедине с природой? (Окружающая природа обострила чувства героя, вызвала и отрицательные, и положительные эмоции, помогла нравственному прозрению.)

– Почему так доверительно звучит рассказ? (Эту историю из детства рассказывает сам мальчик, не боясь признаться в своем малодушии.)

– Почему же девятилетний герой рассказа Г.Куклина не любил Прелую гору? («Гора отпугивала своим мертвым видом... Кроме полыни, никакой растительности не было... А внизу горы земля выпревала, покрывалась зеленым налетом, плесневела»)

– Почему же отец в очередной раз просит сына ехать на Прелую гору? (Лучшей земли в округе не было, чтобы распахать и посеять.)

– Какое чувство испытал Герасим, услышав просьбу отца? (Чувство тревоги, незащищенности.)

– Каким глаголом автор подчеркивает это состояние мальчика? («Весь сжался...».)

– Сегодня на уроке вы постараетесь изобразить в цвете весь спектр чувств героя рассказа.

– Каким цветом вы изобразите чувство тревожного ожидания? (Серым...)

3

–  Рассказ  «У Прелой горы»  написан  известным  сибирским  писателем   Г.О.Куклиным, жившим в Нижнеилимском крае Иркутской области в 30-е годы. Детские годы его – становление характера. И помогла ему в этом окружающая природа.

– Как читался рассказ? (С интересом, легко...)

– Действительно, автор пишет простым, ясным языком, волнующим нас, будящим наше воображение. В этом и есть самобытность писателя. Обязательно прочитайте его рассказы: «Шальная вода», «Игренька», «Тальняк», в которых писатель убеждает нас в том, что «будущую силу для взрослой жизни можно обрести в общении с природой».

4

– Итак, что придало уверенности Герасиму, когда он услышал просьбу отца? (Отец предложил пасти коня Буланку.)

– Почему пасти Буланку нравилось мальчику? (Он не убегал, был смирным и все понимал.)

– Как вы объясните слова " все понимал"? Как относится герой рассказа к Буланке? Какое чувство испытывает при этом? (Радостное...)

– Какого цвета это чувство? (Розовое, светло-желтое.)

5

– Почему же мальчику вдруг стало страшно? (Из-за горы показалась туча...)

– Какое авторское сравнение помогает представить мрачную картину природы? («Туча, как черная каменистая плита, бросает тени на гору»)

– Какой цвет будет соответствовать чувству страха? (Темно-серый...)

– Почему мальчик не признается отцу, что ему страшно? (Отец «не любил, когда зря жалуются»)

– Как это характеризует героя? (Ему свойственно самообладание, не поддался первому порыву страха)

– Каким образом удалось обрести спокойствие? (Смотрел на Буланку и любовался им. И снова светлое чувство испытывает герой)

– Прочитать отрывок.

– Почему герой вдруг спохватился? («Из-за Прелой горы виднелась другая гора-туча... в голове мелькнуло, что после больших дождей болото всплывает»)

– Что предпринял Герасим? Какое чувство начинает овладевать им?
(Чувство отчаяния)

Какого цвета это чувство? (Темно-синего..., погружение в одиночество)

– Прочитайте глаголы, рисующие отчаяние мальчика. («Громко крикнул»,  «спустился в осоку», побежал, стал кружить, кричал, но совсем не слышал своего голоса».)

6

– Перечитаем описание грозы. С помощью каких олицетворений автор показывает всю мощь грозовой стихии? (« ...гром разбил небо, и оно точно посыпалось,  ...вода бесилась, шипела, ...съедал островок».)

– Какая метафора при описании грозы воздействует на наше воображение? («С неба свисали тысячи гибких стеклянных веревок, которые завивали, сметали, били».)

– Почему эта метафора так уместна?

– Что усугубило отчаяние героя? («В колени уткнулся мертвый селезень... подхваченные водою лягушки ползли в лицо».)

– Какой вы нарисовали природу и героя во время грозы? (Рассматриваем рисунки, выполненные дома после самостоятельного прочтения.)

7

– Читает учитель: Вдруг послышалось громкое бульканье. Я заледенел...

– Какой фразеологизм помогает объяснить значение слов «я заледенел»? (Ни жив, ни мертв.)

– В какое чувство перерастает отчаяние? (В ужас.)

– Каким цветом вы изобразили бы отчаяние мальчика? (Черным.) 

– Чтение образца учениками. («Кто-то грязный кружил по болоту, фыркал, обнюхивал воздух, плыл, останавливался и опять плыл. Точно крался ко мне, выбирая, с какой стороны лучше напасть...».)

– Но почему ужас сменился счастливым выдохом? (Мальчик узнал в костлявой голове Буланку.)

– Почему счастье захлестнуло мальчика? (Как он мог забыть про своего верного друга!)

– Какое чувство охватило героя? (Благодарности.)

– Как проявилось это в его действиях героя, когда он «ехал на Буланке»? (... все гладил, гладил мокрую гриву коня.)

– Какого цвета чувства счастья и благодарности? (Желтого, зеленого. Золотой – символ надежности.)

8

– Кто, по-вашему, сейчас становится главным героем рассказа? (Конь Буланка.)

– Почему?

– В чем убеждается герой,  которого спас Буланка? («Беречь братьев наших меньших: в трудную минуту они всегда придут на помощь».)

9

– Последним аккордом в этой истории становится движение души героя. Какое? (Я глядел на коня, и мне хотелось сделать ему как человеку, что-то очень хорошее...)

10

 – Чему учит эта история о мальчике, оставшемся наедине с природой? (Уметь владеть собой, оставаясь наедине с природной стихией, помнить о братьях наших меньших, рассчитывать на них в трудную минуту.)

– Почему разнообразный спектр чувств героя заканчивается светлой краской? (Природа готовит много испытаний, выдержать их – дело чести. Тогда обязательно наступит прозрение, которое необходимо каждому для становления характера, для душевного обновления.)

Приложение