Методы организации литературно-творческой деятельности в младшем школьном возрасте

Разделы: Литература, Начальная школа


Одной из важнейших проблем в области психологии и педагогики детей дошкольного и младшего школьного возраста – детское творчество, его влияние на общее развитие ребенка. Потребность детей в творчестве проявляется с самого раннего детства, при этом художественные дарования проявляются у детей ранее, чем любые другие. Эстетическое развитие ребенка зависит от многих факторов как объективных (окружающая среда), так и субъективных (задатки самого ребенка).

Более раннее или более позднее обучение оказывает вредное влияние на умственное развитие ребенка и на развитие его психики в целом. При обучении необходимо учитывать интересы самого ребенка, его эмоциональное, психическое состояние, особенности мышления и возрастные особенности. Обучая ребенка, не следует излишне нагружать его детализированными знаниями. Основная задача педагога состоит в том, чтобы открыть перед ребенком мир вообще: научить его воспринимать окружающий мир, используя звук, цвет, слова, движения, жесты, запахи. Важнейшим моментом развития в младшем возрасте является переход к принципиально новому типу деятельности, когда ребенок получает возможность воплощать свои замыслы, идти от мысли к ситуации, а не наоборот.

Для рождения литературного, даже самого маленького произведения, необходимо возникновение замысла и вдохновения. Замысел любого произведения вообще возникает неожиданно, нужен чаще всего ничтожный толчок. Это может быть случайная встреча, запавшее в душу слово, сон, отдаленный голос, луч солнца в капле воды или гудок парохода. Толчком может быть все, что нас окружает. А потом, конечно, замысел созревает, обогащается.

И, конечно, ни одно произведение не родится без вдохновения. Вдохновение приходит не ко всем, и далеко не каждый может хотя бы представить себе, что же это такое на самом деле. Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.

Прежде всего нужно было определить наиболее рациональную последовательность педагогических действий. Подготовку к литературно-творческой деятельности мы с детьми начали с ознакомления классической литературы – читали вслух небольшие отрывки из произведений, коллективно обсуждали прочитанное. В результате мы пришли к выводу, что без проживания ситуации, без включения эмоционально-чувственной сферы ребенок с трудом входит в процесс освоения литературного текста. Когда ребенок читает книгу, ни разу не испытав эмоционального подъема от летнего дождя или от цветущей яблони, то он воспринимает только сухие напечатанные слова, а вся гамма чувств, вложенная автором в литературное произведение, остается для него недоступной. В лучшем случае ребенок постарается повторить слова и мысли писателя, то есть вместо самостоятельного детского творчества мы получим обычный пересказ литературного произведения.

Даже поверхностное знакомство с несколькими литературными произведениями позволяет детям научиться различать писателей по манере письма, по тематике, по характерным словосочетаниям и художественным приемам. Это помогало объяснить детям причину таких различий – особый поэтический взгляд, которым каждый настоящий художник воспринимает окружающий его мир, и вдохновение, которое позволяет ему передать свои неповторимые впечатления читателю. Первоисточником выбранной манеры, характера изложения являются впечатления писателя.

Таким образом, было установлено, что на первый план при подготовке детей к литературно-художественному творчеству должно выдвигаться развитие у них наблюдательности, восприятия окружающего мира с самых разных сторон и задействование всех органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания). Эмоциональный отклик появляется у ребенка значительно позже, после того, как он научится не только смотреть вокруг себя, но, самое главное, и видеть, и чувствовать нюансы окружающей действительности (красоту природы, чувства и переживания человека), что для маленьких детей очень сложно.

Развитие ребенка средствами литературного творчества целесообразно проводить в 5 этапов.

1-й этап приобщения ребенка к литературному творчеству характерен тем, что, как правило, он с большим энтузиазмом берется за новое для него дело. Однако при этом может возникнуть проблема: трудности в выражении своих представлений, ощущений.

В этом случае, как подсказывает нам практика, ребенка следует подтолкнуть к тому, чтобы он как можно больше наблюдал за окружающей жизнью, анализировал ее, запоминал, рассказывал о своих наблюдениях, записывал их. Все это – первые элементы творческой деятельности, и очень хорошо, если ребенок будет выполнять их вместе со взрослым – родителем, воспитателем, учителем. Каждую, даже не очень умелую попытку ребенка в этом направлении следует всячески поощрять. В результате происходит обогащение внутреннего мира ребенка, появляется жажда познания. Первый этап длится долго, возможно, многие месяцы.

2-й этап. После того как ребенок провел достаточно много времени в наблюдениях за окружающей действительностью, у него появляется естественное желание выразить все те ощущения, которые у него накопились. Такую возможность ему обязательно следует предоставить, предложив составить, например, устный или письменный рассказ. При недостаточной инициативе со стороны ребенка его следует подтолкнуть к созданию первых творческих сочинений посредством выражения со стороны педагога максимальной заинтересованности тем, что он сказал или написал. В результате ребенок поднимается на следующую ступеньку своего развития, переходит к следующему этапу творческой деятельности.

3-й этап. В результате создания первых творческих произведений к ребенку постепенно приходит поэтическое вдохновение. Мыслительная деятельность при вдохновении активизируется, внутренний мир настроен тонко и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни.

У ребенка, который в своем развитии прошел вышеназванные этапы, развивается память на самые разные события и происшествия. Он уже может воспринимать это с поэтической точки зрения. Но чтобы выразить свои переживания, ребенку не хватает того самого словарного запаса, который помог бы ему написать настоящее литературное произведение. В это время начинается следующий этап.

4-й этап. На данном этапе начинается постижение тайн родного языка. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество прекрасных слов и названий. Их можно найти у таких знатоков природы и родного языка, как Аксаков, Пришвин, Лесков, Бунин и многие другие писатели.

5-й этап – это этап непосредственного литературного творчества, то есть дети самостоятельно пишут стихи, сказки, рассказы, целые сочинения. Основа для этого закладывается на предыдущих этапах, которые по сути являются подготовительными к этой главной работе с детьми. На данном этапе ребенку очень важно предоставить широкий выбор тем и средств для литературного творчества, нужно стараться как можно меньше ограничивать его инициативу, поощрять любые проявления самостоятельности. И тогда можно будет добиться значительных результатов.

Приобщение детей к литературно-творческой деятельности проводилось нами в соответствии с описанными выше 5-ю этапами.

На основании длительных наблюдений за разными группами детей было установлено, что начинать приобщение детей к литературному творчеству лучше всего с поэзии. Прочитав поэтическое произведение, мы не можем и не имеем права определенно говорить о том, что “хотел сказать автор”, что он имел в виду, что он чувствовал, когда поэтические строки рождались в его голове. Все чудо поэзии состоит в том, что поэт дает нам возможность увидеть в своих строчках то, что может таиться в самой глубине нашей души, что спрятано в наших сокровенных мыслях, о чем мы постоянно думаем или вспоминаем. Мы увидим то, что хотим увидеть.

Следующий этап работы – самостоятельное стихотворчество, дети пробуют писать стихи сами.

Рассмотрим процесс такого самостоятельного творчества на примере создания стихов в стиле “хайку” и иллюстраций к ним. Этому должно предшествовать знакомство с японской классической поэзией, а именно с трехстишиями в стиле “хайку”.

Такая тема выбрана мной для использования в работе с учащимися начальной школы по следующим причинам:

1. Эта поэзия детям незнакома, следовательно, может вызвать повышенный интерес, так как нам известно, что детей тянет ко всему новому.

2. В первом классе не следует требовать строгого соблюдения рифмы, хотя понятие о ней дать детям необходимо. Для семилеток ближе белый стих, и пусть они высказываются так, как захочет их душа. В “хайку” полностью отсутствует рифма. Это соответствует уже существующему настрою детей, не дает им мучиться мыслями: “Я в рифму не могу” и отвечает моему главному принципу: “Стихи не должны быть обязательно в рифму, это зависит от настроя души”.

3. Что еще здесь очень важно – объем стихотворения. Как видно из примеров, приведенных выше, в разделе про скрытый образ в стихах, ребятам не даются большие по объему поэтические произведения. Ребенок теряется в массе стихотворных строчек, поэтому нужно начинать с работы над маленьким объемом, над одной строчкой, двумя, даже над одним словом. Любой человек должен сначала научиться замечать красоту, загадку, чудо в малых художественных формах, и лишь потом он сможет воспринимать и большие произведения. А маленький ребенок даже чисто психологически не в состоянии охватить большой объем информации. А тут в трех строчках можно выразить очень многое – горе и радость, красоту и нежность, все свои чувства.

4. “Хайку” несут в себе очень многое для развития ребенка. Во-первых, многие из таких стихотворений – это очень красочные, полные жизни картинки о природе. Эти картинки можно мысленно разглядывать, о них можно говорить и их даже необязательно рисовать – настолько хорошо в словах ощущаются цвет, форма. Во-вторых, японцы отличаются таким изяществом и такой душевной тонкостью, что передают в трех строчках ароматы, вкус, звуки. А не к тому ли мы и стремимся в развитии наших детей? Ведь одно дело услышать звук и совсем другое – передать словами то, что услышал.

5. Кроме того, дети, начиная с первых классов, должны работать и с нашей, русской поэзией, и с зарубежной (в частности, с “хайку”). Это позволит им расширить свои представления об окружающем мире, убедиться в неповторимости и богатстве искусства разных стран. Может быть, кто-нибудь из детей впоследствии сам заинтересуется поэзией других стран и народов, тогда это будет большой шаг в их развитии.

Как работать с такими стихами?

1. Сначала детям следует читать вслух, много и чем больше, тем лучше. При этом сравнивать разные “хайку” между собой, не забывать обсудить с детьми, чем каждая из них особенно хороша, что в ней красивого. Обращать их внимание на то, что эти трехстишия, как и люди, не похожи друг на друга. Слово “много” не означает, что за одно занятие нужно прочитать детям все “хайку” сразу. Это невозможно и не нужно. Я проводила пятиминутки на уроках чтения (или русского языка), 1–2 стихотворения за день (не больше), но эта работа велась в течение 30 дней. В результате получилось, что только от меня дети услышали 60 таких стихотворений. Один из учеников сам принес в класс книгу и читал ее ребятам. Дней через 10 они уже сами пробовали сочинять и читали свои пробные “хайку” в классе. Но на этом этапе учитель не должен анализировать, что у ученика получилось, а что – нет. Необходимо только выслушать, показать детям свое восхищение и обратиться к классу, например, с такими словами: “Ребята, а есть ли кто-то в классе, кто заметил самое необыкновенное в этом трехстишии?” И тут выясняется, что каждый заметил что-то необыкновенное.

Очень важно, чтобы и после того, как дети начнут сами сочинять "хайку", регулярное чтение вслух классических стихов не прекращалось. Также очень хорошо сопровождать знакомство с Японией, с "хайку" просмотром слайдов, иллюстраций и других наглядных материалов.

2. После того как в классе появится хоть один ученик, который попробовал сам сочинить "хайку" (до этого момента ни в коем случае нельзя говорить детям: “А теперь сочините сами...” и даже нельзя делать намека на это – нужно дождаться того момента, когда кто-нибудь из учеников дойдет до этого сам и за ним потянутся остальные), учитель объясняет детям, что "хайку" имеют один секрет, который позволяет понять форму этого стихотворения:

В первой строчке должно быть 5 слогов.

Во второй строчке – 7 слогов.

В третьей строчке – опять 5 слогов.

Но это не означает, что такая каноническая форма трехстишия непоколебима. В какой-либо из строчек может быть на 1–2 слога больше или меньше, главное – сохраняется форма маленького, очень компактного стихотворения.

3. Чтобы дети почувствовали эту форму, нужно посочинять вместе с ними, коллективно. Учитель при этом записывает получившиеся стихотворения на доске.

Ниже приведены примеры коллективного сочинения "хайку". При этом дается также краткий протокол общения учителя с учениками (обратите внимание, какие при этом получаются философские беседы).

Вопрос детям: “Что в природе для вас самое красивое?”

Они отвечают: закат, снежинка, море, облака и т.д.

Выбираю ответ самого слабого ученика – “снежинка”.

Это слово записывается на доске: СНЕ- ЖИН-КА.

- Сколько слогов в слове? (3 слога)

- Значит во втором слове должно быть 2 слога.

- Что можем сказать о снежинке такого, чтобы все ее сразу представили? (выбираем вариант – “летит”)

Пишу на доске: СНЕ-ЖИН-КА ЛЕ-ТИТ.

Тут же прошу выйти к доске девочку, и она порхает по классу, как снежинка.

- Что вы видите, когда смотрите на падающий снег? (снежинки кружатся хороводом, снежинки играют в салочки, догоняют друг друга)

- Как нам это выразить в 7-ми слогах? (после подбора получили: “за ней другая мчится”)

На доске:

СНЕ-ЖИН-КА ЛЕ-ТИТ,

ЗА НЕЙ ДРУ-ГА-Я МЧИТ-СЯ.

Деление на слоги должно быть обязательно!

- Если стихи создаются людьми, то как вы думаете, какое чувство должно быть у человека, который рисует такую словесную картинку? Посмотрите на снег за окном – какое чувство он у вас вызывает? (радости, очень весело, хочется погрустить, помечтать, снег холодит сердце)

Выбираем вариант, чтобы было 5 слогов (“холодно сердцу”).

В результате получилось:

СНЕ-ЖИН-КА ЛЕ-ТИТ,

ЗА НЕЙ ДРУ-ГА-Я МЧИТ-СЯ.

ХО-ЛОД-НО СЕРД-ЦУ !

- Посмотрите, как много мы смогли выразить: чувство, красоту и только в трех строчках.

Еще одна "хайку", сочиненная коллективно:

КАП-ЛЯ И ДОЖ-ДИК,

ПА-ДА-Я С НЕ-БА, КРИ-ЧАТ.

ТУ-ЧА ПРО-ШЛАСЬ НАД НА-МИ...

Работа выполнялась аналогично описанному выше. Следует отметить, что в процессе коллективного сочинения "хайку" для успешного ведения беседы с детьми необходимо быстро и адекватно реагировать на все их высказывания.

4. Сочинение "хайку" помогает выявить детей, любящих одиночество, или, наоборот, страдающих от него. В "хайку" дети раскрываются, может быть, даже сами того не замечая. Такие дети склонны к созерцанию, любят за чем-нибудь долго наблюдать, думать о чем-то своем, иногда грустить и философствовать (кстати, умение созерцать развивается в человеке с годами, "хайку" помогают научить ребенка созерцать, думать – посмотрите, как много можно говорить о трех строчках!). И ребят нужно приучать к тому, чтобы они рассуждали, когда они пишут такие стихи для себя. В результате на бумаге проявляются самые неожиданные мысли и чувства.

В качестве примера приведем несколько таких стихов, сочиненных детьми самостоятельно. В них выражены различные настроения – задумчивость, грусть, размышления детей, их воспоминания.

Орел летает
Над головами в облаках.
Куда он летит?

Пчела сидит в тюльпане.
Он раскрылся пчеле.
Тепло ли ей?

Роза в вазе
Расцветает, но нет,
Но нет с ней тюльпана.

Я заснул ото сна.
Мимо меня прозвенел
Сон мой прекрасный.

Жук живет в розе.
Сидит, жуёт листья.
Вот хороший завтрак!

Ты зачем идешь
По долине своей
Один без меня?

Осень наступила,
Белый туман на дворе.
Снится лето мне.

Буквы живут в книге,
Играют в прятки.
Открою –  найду их.

Один ученик понюхал розы, стоявшие у меня на столе. Мы с ним задумались, как же передать этот чудесный запах, и он нарисовал картинку:

Сад расцветает. (такой запах, как в саду)
Розы цветут и ландыши. (очень люблю ландыши)
Красиво очень!

Яблони в цвету, (у яблонь цветы розовые, как и сами розы)
Аромат вокруг меня.
Очень приятно!

Еще один важный принцип, применяемый в работе с детьми над "хайку" (как и вообще в процессе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста), – активное использование движений. Ребенок может начать размахивать руками или качать головой – необходимо дать ему возможность покачаться ландышем, полететь тучей, пожужжать пчелой, покапать каплями. Чтобы не возникал вопрос с дисциплиной и порядком, можно делать что-то одно со всем классом (например: Олег пишет "хайку" про облака, поможем ему – и в классе возникает 25 облаков). А если занятие по литературному творчеству проводится после уроков, то детям вполне можно дать волю для самовыражения. Очень полезным оказывается сочетание создания стихотворения и иллюстрации к нему, что обогащает творческий процесс. Слово и рисунок позволяют ребенку по-разному выразить себя и более глубоко передать свои мысли и чувства.

Японские "хайку" – это философская поэзия. И поскольку все мы немного философы, считаю, что изящество и красота этой поэзии даст возможность детям понять самое главное – жизнь прекрасна и удивительна, но только для тех, кто это сможет увидеть и понять.

Приведенные примеры детского литературного творчества показывают, насколько благотворно влияют такие занятия на их развитие: проявляется хорошее владение родным языком, богатый словарный запас, достаточно широкий кругозор, незаурядная фантазия. Все эти качества пригодятся ученику не только в школе, но и в дальнейшей самостоятельной жизни.