Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в школе

Разделы: МХК и ИЗО


Современному ученику недостаточно получить определенную сумму знаний, умений и навыков. Время требует от него умения самореализовываться, саморазвиваться, максимально использовать свои потенциальные возможности, мыслить творчески, выходя за рамки одного предмета.

Проектная деятельность помогает творчески развиваться ребенку и не надо откладывать занятия проектом до старших классов, лучше начать эту работу как можно раньше, ориентируясь на возрастные особенности учеников. Уроки и внеклассные занятия по предметам ИЗО и МХК – благодатная возможность для создания проектов. В начальной школе это могут быть проектные игры – проект дома для любимой игрушки, проект сказочного города из конструктора “Лего”, парка для зверей. В средней школе можно более серьезно заняться исследовательской работой, подключая уроки Мировой художественной культуры и, наконец, старшеклассники, которые помимо исследования, создают законченный продукт, который часто имеет социальную значимость.

Мы применяем в школе метод проектной деятельности более тридцати лет, и можем на основании практического опыта поделиться некоторыми размышлениями и примерами.

Прежде всего, это создание атмосферы, стимулирующей появление новых идей и мнений, что необычайно важно. Это и эстетическая среда, и интеллектуальная, и среда общения.

Мы не ставим цель выпустить из школы специалиста в той или иной области искусства, хотя среди выпускников есть и архитекторы, и дизайнеры, и художники. Мы пытаемся помочь любому ученику почувствовать, как происходит процесс творчества. Кем бы ни был наш ученик в дальнейшем, это обязательно пригодится ему в жизни.

Этапы проектной деятельности:

  • Выбор темы.
  • Исследовательская часть.
  • Творческая деятельность – создание законченного продукта.
  • Защита проекта.

Самое сложное – выбор темы. Ее нельзя спланировать заранее, потому что она возникает и предлагается в зависимости от конкретного автора. Способность предложить оригинальное решение зависит не только от знаний, но и от особых черт мышления, которые развиваются постоянно в течение обучения.

Индивидуальный проект. Его часто выбирает ученик, который бывает робок и даже закомплексован, но, работая над проектом, может выразить свои мысли и чувства средствами искусства.

Некоторые темы индивидуальных проектов:

  • Взгляд сквозь каплю – о японской поэзии в жанре “хайку”.
  • “Я” – создание собственной авторской книги.
  • Рождение образа – анализ творчества великих художников и своего собственного.
  • Самовыражение в костюме – история костюма и создание собственного оригинального костюма.
  • Фантазии в стиле конструктивизма и т.д.

Проект “Фантазии в стиле конструктивизма” был создан ученицей 11-го класса и явился творческим отчетом девочки, с раннего детства проявляющей способности к изобразительному искусству.

Проектное фантазирование, свободное конструирование, цветовые и графические задания, практическое применение своих идей, не дают погаснуть интересу к художественному творчеству. Выход за рамки школы – занятия в студиях, участие в конкурсах, победы и поражения необходимы для творческого человека.

Начиная работать над проектом, учитель и автор становятся одной командой, осуществляя диалог друг с другом.

Почему “Фантазии в стиле конструктивизма”?

В изобразительной и проектной сфере детское творчество тяготеет к авангарду. Наследие советского авангарда вызывает в современном сознании не только восхищение, но и стимулирует собственно творческий процесс. Для ученика, который хочет быть архитектором, раскрытие темы поможет освоить культурное наследие ХХ века – конструктивизм, технологию проектной деятельности, сформирует исследовательские навыки, позволит создать самостоятельный, творческий продукт.

Структура проекта:

  • Исследовательская деятельность.
  • Творческая деятельность (дизайнерский проект).
  • Оригинальное представление завершенного проекта перед аудиторией с защитой своей идеи.

Исследовательская деятельность.

Надо было дать возможность автору самому найти наиболее интересные для него направления в конструктивизме. Для этого были разработаны такие пути исследования:

  • Изучение литературы.
  • Media-лекторий при Государственной Третьяковской галерее “Авангард: новая визуальная культура”.
  • Выставки, музеи.
  • Интернет.

Проект представлен личным творческим отчетом автора – рисунками, коллажами разных лет, элементами оформления интерьеров, и, наконец, мини-спектаклем “Фантазии в стиле конструктивизма” с тщательно проработанными костюмами <Рисунок 1>.

Коллективный проект. Авторы – ученики второго класса.

Тема – Средневековые мотивы.

Мы хотим в доступной форме познакомить маленьких детей со средневековьем. Книги, фрагменты фильмов помогли подвести детей к созданию сказочной истории, где присутствуют рыцари и прекрасные дамы, трубадуры и король с королевой, необычная музыка, сражения и подвиги, замки…

На основании всех историй, придуманных ребятами, был создан спектакль и фильм. Костюмы, декорации, оружие и бутафорию делали сами второклассники вместе со старшеклассниками и родителями <Рисунок 2>,<Рисунок 3>. Самым важным в этом проекте было сотрудничество взрослых и детей и общая радость от полученных результатов. Дети учились искать информацию, обобщать свои знания, создавать спектакль, писать, общаться.

Разновозрастные проекты. Такой проект разумно создавать, объединив детей разного возраста одной темой. Вот некоторые темы осуществленных проектов:

  • “Радость перевоплощения, где дети перевоплощались в сказочных героев, играя друг с другом и с куклами, которых они сами придумали и сделали.
  • “Мотивы прошлого”, где дети разного возраста погружались в определенную эпоху, создавая образы давних времен (Древняя Греция, Средние века, классицизм, ХХ век).
  • Оформление интерьера детского сада.
  • Оформление интерьера школы.

Во всех проектах, связанных с художественным оформлением интерьеров детских учреждений, главным является совместное творчество. Принцип оформления – использовать детские эскизы для создания проекта. Даже небольшое приобщение к замыслу делает ребенка автором. Учитель, конечно, режиссер процесса, но он должен оставаться в тени. После обсуждения остается обобщенный эскиз, который дополняется идеями многочисленных авторов. Ощущение своей значимости и нужности, помогут ребенку творчески мыслить, смело включаться в работу, предлагать свои идеи.

Используя различные техники, можно добиться отличных результатов. И тогда оживают стены. <Рисунок 4>, <Рисунок 5>, <Рисунок 6>. За многие годы такие проекты превратились в традиционные, а некоторые ученики, пройдя путь дизайнера в школе, выбрали своей профессией архитектуру и дизайн.

Процесс создания проектов оформления бесконечен. Каждый выпуск вносит что-то свое в оформление школы, свой стиль, свои умения. Появляются новые материалы и техники, применяемые в оформительских работах, так что осваивать новые техники нужно постоянно и учителю, и ученикам.

Такие работы имеют высокую социальную значимость, детям очень важно чувствовать себя нужными и полезными для всех вокруг. Неслучайно, создавая проект оформления школы, ребята с интересом оформляли соседний детский сад, детский дом.

Таким образом, создавая проекты, используя свои интересы, полученные знания, проведя исследования по интересующим их проблемам, ученики включаются в творческий процесс. Консультантами и руководителями становятся учителя, родители, старшеклассники.

Результатом является не только окончательный продукт, но и развитие в детях качеств, необходимых в дальнейшем в их взрослой жизни.

Дети учатся работать в коллективе, с разными людьми, в разных ситуациях, учатся прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения. Ученики вместе познают мир, в котором они живут, интеллектуально развиваются, максимально раскрывают свои творческие способности и учатся применять их в жизни, в своей будущей профессии.

Во время работы над проектом развиваются не только ученики. Учителя тоже должны постоянно совершенствоваться в своем мастерстве, чтобы идти в ногу со временем и растить действительно современных, творчески мыслящих людей.