Урок развития критического мышления через чтение и письмо на тему "Австралия. Особенности природы"

Разделы: География


Цели и задачи:

Учебно-познавательные:

- расширить и углубить знания об особенностях природы Австралии;

- раскрыть основные черты и своеобразие природы материка.

Развивающие:

- формировать критическое мышление через чтение и письмо;

- развивать навыки работы с источниками географической информации.

Воспитательные:

- формировать интерес к познанию окружающего мира;

- совершать навыки общения.

Оборудование: настенная карта Австралии, географические атласы для 7-го класса, таблицы.

ХОД УРОКА

I. Стадия вызова.

1. Рассказ учителя об истории исследования Австралии.

Австралия была открыта европейцами позже других материков. Ещё древние ученые предполагали, что к югу от Южного тропика существует земля. Много сведений собрала экспедиция голландского мореплавателя Абеля Тасмана в 1642–1643 годах и открыла северные и северо-западные берега материка. Восточное побережье Австралии открыл во второй половине XVIII века английский мореплаватель Джеймс Кук.

- А что вам известно об Австралии?

- Запишите свои сведения в первую колонку таблицы 1 “ Я знаю или предполагаю”.

Предлагаю один из списков.

Таблица 1

  Я знаю или предполагаю   Хочу знать Узнал (а) новое
Австралия-материк.

Теплый климат.

Много сумчатых животных.

Со всех сторон омывают океаны.

Своеобразный растительный мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа в парах.

Каждая пара предлагает свою информацию вслух, затем я записываю на доске в первую колонку таблицы 2 то, что для каждого наиболее интересно.

    Таблица 2

    Я знаю или предполагаю Хочу знать

    Узнал (а) новое

    Всю территорию материка занимает одно государство.

    Обитают сумчатые животные.

    Господствует воздух умеренных широт.

    Мало рек.

    Нет вулканов и ледников.

    Значительную территорию занимают пустыни.

       

3. Вопрос классу.

- Ребята, много мы знаем об Австралии? (Мало). Австралия отличается от других материков своеобразной природой. Изучим её подробнее.

4. Работа с сигнальными словами.

На доске написаны слова: Косцюшко, крики, 215 метров, Муррей, эндемики, Эйр, скрэбы, сумчатые, Тасмания, аттолы, казуар, Перт.

Учащиеся читают сигнальные слова и дают им толкование.

(Муррей – река; эндемики – организмы, живущие на ограниченной территории; сумчатые – животные; Тасмания – остров; Эйр – море; казуар – животное)

Не все сигнальные слова объяснены, к ним ещё вернемся.

5. Работа в группах (четверках).

Каждая четверка, используя сигнальные слова, но, выбирая версии, составляет рассказ – предположение. Один из учеников записывает рассказ в тетрадь.

Чтение рассказов классу.

Вот один из небольших рассказов.

Мы никогда не были в Австралии, но представляем, какой это удивительный материк. Он выделяется уникальной природой, прежде всего своим растительным и животным миром. Там растут эвкалипты и прыгают кенгуру. Много красивых птиц и ядовитых змей. Вот бы увидеть все это своими глазами.

6. Работа над составлением вопросов.

Толкованием сигнальных слов и составление рассказа происходила на уровне предположений (версий) и у ребят возникли вопросы.

Запись вопросов в таблицу 1 во вторую колонку “ Хочу знать”.

    Я знаю
    или предполагаю

    Хочу знать

    Узнал (а)
    новое

      В чем особенности географического положения Австралии?

    Какое строение поверхности материка?

    Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых?

    В каких климатических поясах лежит материк?

    Почему в Австралии мало рек?

    Особенности органического мира.

    Изменение природы человеком.

     

7. Составление кластера.

Объединение вопросов в блоки и составление схемы.

II. Смысловая стадия.

1. Работа с учебником.

Чтение и маркировка текста (использование значков).

Ребята читают текст в учебнике (параграф 28) и маркируют его (отмечают карандашом).

Значения маркировки:

“ V” - Я прав (а), я так думаю.

“–” - Я не прав (а), я думал (а) иначе.

“+” -Я этого не знал (а) (новая информация).

“?” - Нужно задать вопрос.

2. Ведение записей в таблице.

Выбрать из текста по 2–3 примера и занести в каждую графу (таблица 3).

Таблица 3

V + ?
Материк получает много солнечного тепла.

Органический мир очень разнообразен.

Австралия – самый плоский материк.

Больше половины территории не имеет стока в океан.

По запасам полезных ископаемых занимает ведущее место в мире.

На материк были завезены многие виды растений и животных.

Почему Австралия считается самым сухим материком?

Когда разливаются реки?

III. Стадия рефлексии.

1. Возвращение к таблице 1 колонки “ Я знаю или предполагаю”.

Пользуясь текстом учебника вычеркнуть все неверные предположения (господствует воздух умеренных широт). Подчеркнуть те сведения, которые подтверждены учебником (обитают сумчатые животные, мало рек, нет вулканов и ледников, значительную территорию занимают пустыни).

2. Возврат к толкованию сигнальных слов.

Дописать толкование слов (Косцюшко-гора, крики - временные водотоки, 215 метров – средняя высота материка, скрэбы-заросли устарников). Вычеркнуть неверные слова и дать им правильное толкование (Эйр – озеро, казуар – птица).

3. Составление синквейна.

    Австралия

    Особенная и своеобразная

    Удивляет, превосходит, производит

    Австралия – самая безлесная и сухая Земля - матушка.

    Австралия – уникальный материк и чудо природы.

4. Итоги.

- На все ли вопросы нашли ответы? Все ли блоки охарактеризовали? Все ли сигнальные слова знаете? (вопросы остались, не все блоки охарактеризовали, не все знаем сигнальные слова, потому что в тексте недостаёт информации).

5. Домашнее задание параграф 28. Заполнить в таблице 1 колонку “ Узнал (а) новое”. В дополнительной литературе найти значение тех сигнальных слов, на которые не было ответов.