Урок литературы в 6-м классе "Дорога к счастью" по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Познакомиться с пьесой М.Метерлинка;
  • Изучить жизнь и творчество писателя;
  • Проанализировать идейное содержание пьесы;
  • Обсудить понимание счастья учениками 6 класса;
  • Оценить авторскую позицию в произведении.

Оформление урока.

  • Праздничная елка, новогодние гирлянды;
  • Доска: портрет писателя, годы жизни, плакаты с терминами: драма, пьеса, феерия, картина;
  • Телевизор (для просмотра кадров фильма).

Ход урока

Звучит музыка Э.Грига “Утро”. Погашен свет, сверкают новогодние гирлянды.

Слово учителя:

Приближается Новый год – удивительный, любимый всеми праздник, праздник ожидания чуда, встречи со сказкой. Сегодня чудо произойдет и у нас: сказка пришла к нас в гости.

1. Инсценирование первого действия сказки “Синяя Птица”.

2. Слово учителя:

Вы прочитали пьесу Метерлинка “Синяя Птица”. В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия этого произведения?

Ученик:

Синяя птица – это символ счастья, за которым отправились в путешествие герои сказки.

Учитель:

Какие другие названия вы придумали бы к этой сказке?

Ученик:

“Путешествие за счастьем”, “Дорога к счастью”.

Учитель:

Так и назовем наш урок: Дорога к счастью.

3. Эту сказку о счастье придумал для всех, детей и взрослых, удивительный бельгийский писатель Морис Метерлинк. О нем нам расскажет первая группа учеников.

4. Морис Метерлинк написал сказку необычного жанра, особенной композиции. Вторая группа учеников познакомит нас с особенностями этого произведения.

Ученики:

Произведение написано для постановки на сцене, относится к роду литературы – драма. Жанр – феерия, что означает театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. В отличие от обычных театральных пьес эта сказка имеет более сложную композицию:

  1. В хижине дровосека;
  2. Страна Воспоминаний;
  3. Царство Ночи;
  4. Лес;
  5. Сады блаженств;
  6. Царство будущего;
  7. Возвращение.

5. Учитель:

В первом действии мы познакомились со всеми главными героями. Третья группа учеников предлагает классу игру лото. Выбери героя в одной коробочке, а в другой – найди его характеристику. (Пример: Тильтиль: мальчик лет десяти, в короткой курточке, нежно-голубого цвета, сын дровосека. Митиль: дочка дровосека, в костюме красной шапочки. Огонь: герой в красном костюме, которого боятся все животные. Тилетта: любимое животное Митиль, хитрая и коварная. Тило: любимое животное Тильтиля, верный и преданный друг. )

6. Учитель:

Герои отправляются за Синей птицей. Кому нужна эта птица?

Ученик: Больной девочке.

Учитель: Чем она больна?

Ученик: Она мечтает о синей птице, которая принесет ей счастье и здоровье.

Учитель: Итак, дети отправляются в дорогу за счастьем для больной девочки. Путешествие приводит их в страну Воспоминаний. Коротко перескажите этот эпизод. Каково представление о счастье у умерших?

Ученик: Они счастливы и оживают тогда, когда о них помнят.

Учитель: Следовательно, счастье в реальной жизни невозможно без…Начинаем выстраивать на нашем уроке дорогу к счастью. На столе разложены уроки счастья разных дорог. Выберите мудрость первого путешествия. (Два ученика выбирают табличку:

“Изучай и уважай прошлое.”

7. Следующий эпизод в путешествии героев Царство Ночи. Просмотр кадров фильма.

Учитель: С кем встречаются герои в этой части?

Ученик: С болезнями, ужасами, войнами.

Учитель: Зачем автор придумывает этот эпизод?

Ученик: В жизни много хорошего и плохого, но побеждает лишь тот, кто не боится трудностей.

Учитель: Откройте урок второй дорожки. Ученики выбирают: “Смело преодолевай препятствие.”

8. Эпизод в лесу.

Учитель: Прочитаем по ролям отрывок из этой части. На каких противоположных героев делятся деревья в лесу?

Ученики: На тех, кто ненавидит людей, и тех, кто их защищает.

Учитель: Почему деревья не любят людей?

Ученики: Лес помнит о том, что герои - это дети дровосека, который уничтожал лес.

Учитель: Какой же смысл этого эпизода?

Ученики: Дети поняли, что нужно жить в дружбе со всеми обитателями земли.

Учитель: Найдите дорожку счастья этого эпизода.

Ученики выбирают дорожку: “Человек должен жить в согласии с окружающим миром.”

9. Эпизод Сады Блаженств.

Просмотр кадров фильма.

Учитель: Почему дети не остались в Саду Блаженств?

Ученики: Им нужно было спешить за Синей птицей.

Учитель: Выберите дорожку этой части.

Ученики: “Надо жертвовать удовольствием для главного.”

10. Царство будущего.

Учитель: Перескажите этот эпизод. В чем смысл этого эпизода?

Ученики: Необходимо иметь цель в жизни, думать о будущем.

Учитель: Выберите дорожку для этого эпизода.

Ученики выбирают: “Думай о будущем.”

11. Последний эпизод – Возвращение.

Учитель: Дети возвращаются домой без Синей птицы. Но хижина дровосека волшебно преображается – все кажется новым, радостным. Что хотел сказать этим автор? Что поняли дети о том, что такое счастье?

Ученики: Счастье – это жить рядом с любимыми людьми.

Учитель: Что же стало с больной девочкой?

Ученики: Дети дарят ей Горлинку, которая кажется им синей, птица улетает, но дети счастливы, потому что они вместе, что наступает праздник, что счастье – это мечта, к которой надо стремиться.

12. Учитель: Группа учеников нашего класса провела анкету “Что такое счастье?”. Ребята познакомят вас с ее данными:

Счастье - это:

  • Здоровье;
  • Жизнь с родителями;
  • Дружная и счастливая семья;
  • Хорошо учиться и иметь возможность получать больше знаний;
  • Иметь много друзей;
  • Путешествовать;
  • Заниматься любимыми делами.

Учитель: Давайте спросим у взрослых гостей нашего урока, что для них счастье?

13. Учитель: Каждый из вас задумался сегодня над тем, что такое счастье и какая дорога к нему ведет. Я считаю, что сказка “Синяя Птица” Мориса Метерлинка учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его.

Группа учеников читает стихотворение.

Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз –
Это все для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово –
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!

Сколько песне суждено продлиться?
Все ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…
Разве будет это тыщу раз?

На бульваре освещают вечер
Тополей пылающие свечи.
Радуйтесь, не портите ничем
Ни надежды, ни любви, ни встречи!

Лупит гром из-под небесной пушки.
Дождик, дождь! На лужицах веснушки!
Крутит, пляшет, бьет по мостовой
Крупный дождь в орех величиной!

Если это чудо пропустить,
Как тогда уж и на свете жить?!
Все, что мимо сердца пролетело,
Ни за что потом не пропустить!

Хворь и ссоры временно отставьте,
Вы их все для старости оставьте.
Постарайтесь, чтобы хоть сейчас
Эта “прелесть” миновала вас.

Пусть бормочут скептики до смерти.
Вы им, желчным скептикам, не верьте –
Радости ни дома, ни в пути
Злым глазам, хоть лопнут, - не найти!

А для очень, очень добрых глаз
Нет ни склок, ни зависти, ни муки.
Радость к вам сама протянет руки,
Если сердце доброе у вас.

Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!

И поют дороги и мосты,
Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:
Дорожите счастьем, дорожите!