Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе на тему "Родная природа в стихах поэтов" (по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • вычитывание настроений лирического героя в произведениях о природе;
  • наблюдение за изменением настроения;
  • соотнесение стихотворений с музыкой разных композиторов;
  • развитие речи, мышления;
  • воспитание эстетически развитого читателя.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа:

У. Какое домашнее задание вы выполняли сегодня?

Д. Выразительно читали стихи разных поэтов о природе, понравившиеся учили наизусть.

У. В чём отличие лирических произведений от эпических?

Д. В лирических произведениях важно определить настроение героя, меняется ли оно, и если да, то как, а в эпосе нам важно определить характеры героев.

У. Сегодня на уроке, читая разные стихотворения, мы совершим путешествие в прекрасный, удивительный мир природы, пройдём по лесным тропинкам, послушаем звон капели, пронесёмся с облаками по просторам нашей родной земли. И так в путь!

3. Основной материал:

а) Работа над стихотворением С. Есенина “С добрым утром!”

У. Прочитайте стихотворение. Какое ведущее настроение в этом стихотворении?

Д. Нежная радость. Улыбчивое. Весёлое. Тихая радость.

У. Давайте проследим, куда направлен взгляд лирического героя.

Д. Он смотрит на небо, на речку, на траву.

У. Лирический герой окинул взглядом всю окрестность от неба до земли. Каким увидел он этот мир? Докажите текстом.

Д. Он увидел этот мир прекрасным. Нежным. Добрым и тихим….

У. Какими красками рисует он этот мир?

Д. …(зачитывают строчки из текста)

У. Если внимательно вчитаться, то можно не только увидеть, но и услышать этот мир. Найдите подтверждение в тексте.

У. Для чего автор ставит глаголы на первое место?

Д. Хочет показать, что природа начинает оживать, приходит в движение.

У. Меняется ли настроение?

Д. Да, сначала настроение сонное, потом он пробуждается ото сна, видит красоту

Природы и ему становится радостно. Сначала это тихая радость, но постепенно она переполняет душу героя. Наступает полная гармония души и природы. (Подтверждение строчками из стихотворения.)

У. А для чего мы так подробно анализируем стихотворение?

Д. Чтобы понять замысел. Чтобы понять, что хотел донести до нас автор.

б) Выразительное чтение стихотворения детьми.

в) Работа с рисунками (на доске вывешены три рисунка к стихотворению “С добрым утром. Разница в рисунках лишь в том, что на каждом изображено разное время суток: утро, вечер, день).

У. Какой рисунок подходит к данному стихотворению?

Д. Тот, где изображено утро. На остальных – день и вечер, это неправильно, так как Есенин описывает утро.

г) Прослушивание музыки. Массне “Размышление”.

У. Послушайте произведение композитора одного композитора и скажите, созвучно ли настроение прослушанной мелодии со стихотворением Сергея Есенина?

Д. Да, в музыке тоже мы слышим сначала нежную радость, а потом радость усиливается.

У. Какие ещё стихотворения, прочитанные вами, подходят к этой мелодии?

Д. Есенин – “Черёмуха”, А. Толстой – “Вот уж снег последний в поле тает”, Тютчев – “Ещё земли печален вид”. (Дети читают стихотворения и доказывают.)

д) Прослушивание следующей мелодии. Чайковский – “Времена года” “Осенняя песня”.

У. Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? Кто композитор?

Д. Чайковский – “Осенняя песня”. Эта мелодия вызывает чувство грусти, печали.

У. Какие стихотворения вам хотелось бы прочитать под звуки этой мелодии?

Д. Бунин – “Не видно птиц”, Есенин – “Нивы сжаты, рощи голы”.

(Чтение стихотворений детьми, обсуждение)

е) Работа с рисунками.

У. Рассмотрите рисунок. К какому стихотворению он подходит?

Д. Фет –  “Мама, глянь-ка из окошка?” Это стихотворение мы учили раньше.

В нём передаётся восторг, радость, удивление первому снегу.

(Чтение наизусть стихотворения Фета)

У. Рассмотрите следующие рисунки. К каким стихотворениям они выполнены?

Д. Лермонтов – “Парус”, “Утёс”, “Тучи”.

У. Почему я выставила их вместе?

Д. Их объединяют одни и те же чувства: тоска, одиночество.

У. Прочитайте эти стихотворения и скажите, одинаково ли это чувство одиночества в каждом из них?

Д. Нет, не одинаковое: …

У. Послушайте мелодии двух композиторов и скажите, какая из них больше подходит по настроению к стихотворениям? (Звучит Бетховен –  “Соната-тревога”, Лист – “Грёзы любви”.)

4. Итог урока.

Сегодня на уроке прозвучало много стихотворений о родной природе.

Что роднит все эти разные по содержанию стихотворения?

Д. Все они проникнуты любовью к природе, к родине.

На доске вывешивается рисунок: руки, тянущиеся к земному шару, излучающие солнечный свет.

У. Как вы понимаете смысл этого рисунка?

Д. Это означает любовь ко всему живому.

Значит любить жизнь и людей.

Это значит любить свою семью, близких.

Оберегать мир от зла.

У. Всё верно. Любить и согревать своей любовью. Чтобы любовь эта грела, а не обжигала, освещала, а не слепила.

5. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Есенина “С добрым утром”.