Разработка уроков по теме "Психическое здоровье"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • Дать понятие о психическом здоровье.
  • Познакомить учащихся понятием “память”, и видами памяти.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания у доски.
  3. Изучение нового материала.

Учитель:

Мы часто слышим слова: “Внутренний мир человека”. Что это такое?

Внутренний, то есть присущий только отдельному индивиду, мир складывается в процессе отражения им окружающей среды, её свойств и закономерностей, а также в процессе собственной жизнедеятельности человека. Совокупность этого отражения и составляет понятие “психика” – психическое здоровье.

Благодаря психике, человек ориентируется во внешнем мире и строит свои взаимоотношения с ним. Психическое здоровье включает в себя следующие основные элементы: память, разум, воображение, внимание, чувства, эмоции.

Память – рассматривается как процесс, обеспечивающий запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта человека.

Сохранение информации имеет свои особенности: Не все запомненное остается в памяти. И, конечно, не существует людей, обладающих одинаковой памятью.

Виды памяти:

  • Мнемоническая – ассоциативное запоминание,
  • Наглядно – образная – помогает хорошо запоминать лица, звуки, предметы и т.д.,
  • Словесно – логическая – помогает хорошо запоминать формулы, схемы, термины.
  • Эмоциональная – сохраняет пережитые чувства.
  • Кратковременная – все запоминается быстро, но ненадолго.
  • Долговременная – требует гораздо больше усилий, но зато дает хорошие результаты.

Все эти характеристики сугубо индивидуальные. Ведь главное отличие между людьми с хорошей памятью и плохой в том, что одни умеют ею пользоваться, тренируют ее, а другие нет.

Определение видов памяти:

За сорок секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковыми номерами:

1.43; 2.57; 3.12; 4.33; 5.81; 6.72; 7.15; 8.44; 9.96; 10.7;11.37;12.38; 13.86; 14.56; 15.47; 16.6; 17.78; 18.61; 19.83; 20.73.

Оценка: Умножив число правильных ответов на 5, получите эффективность запоминания в процентах:

91% – 100% – отличная память;

71% – 90% – очень хорошая память;

51% – 70% – хорошая память;

31% – 50% – удовлетворительная память;

11% – 30% – плохая память;

0% – 10% – очень плохая память.

Какие виды памяти мы оценивали? (зрительную и логическую).

Теперь, когда мы знаем исходный уровень своей памяти, можно приниматься за тренировки. Необходимо помнить, что память подобна мышцам, и для того, чтобы она сохраняла свой тонус, её нужно тренировать.

Правила тренировки памяти:

  • Не употреблять спиртные напитки, которые снижают работоспособность мозга.
  • В любом материале, который вам нужно заучить, выделить главное и второстепенное.
  • Использовать ассоциативное запоминание.
  • Во всем, что нужно запомнить, ищите смысл.
  • Все, что нужно запомнить, делите на семь частей.
  • Должен быть настрой.
  • Информация должна восприниматься как законченное целое.

Помни, что хорошая память – это прежде всего хорошее здоровье!

Домашнее задание: приготовить или найти упражнения для тренировки нескольких видов памяти.

Тема:Воля. Аутотренинг волевых качеств”

Цели:

  • Дать понимание о волевой сфере личности, методике изучения и развития воли, внимания.
  • Показать возможность самосовершенствования психического здоровья.
  • Обучить методам измерения и оценки, коррекции уровня психического здоровья: внимания, воли.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

  • Что такое память?
  • Виды памяти?
  • Как можно развивать память?
  • Какие приемы запоминания текста вы используете?

Юрий Власов за свою спортивную жизнь установил 31 мировой рекорд и по праву носил титул самого сильного человека в мире. Коварное заболевание позвоночника надолго приковало прославленного тяжелоатлета к постели. Находясь на грани жизни и смерти, он мужественно сопротивлялся болезни. В своем дневнике, Власов написал, что чаще бессильны перед болезнью, и погибают те, кто чувствует себя морально надорванным, не разжигает в себе волю к жизни. В итоге он выжил, и победил, несмотря на страшный недуг.

Ребята, как вы думаете, что помогло этому спортсмену? (Воля).

Так что же такое “воля”?

Воля – это психическая активность, направленная на преодоление каких-либо препятствий.

Еще говорят о волевых качествах личности:

- сила воли – (стремление к чему-либо). Описать ситуацию – 1 группа.

- скорость принимаемых решений – (действия человека в разных ситуациях). Описать ситуацию – 2 группа.

- решимость – (уверенность в цели). Описать ситуацию – 3 группа.

Мы охарактеризовали портрет человека, о котором говорят – “волевой человек” – мужественный, решительный.

Опишите человека безвольного. Как вы думаете, какие качества ему присущи?

  • слабоволие или упрямство;
  • растерянность.

Волю нужно воспитывать еще в детстве, так как это признак хорошего психического здоровья .

Проверим свою волю с помощью теста Карстена.

В течение 1 мин. 30 сек. в тетради надо нарисовать как можно больше вертикальных палочек. Поставить горизонтальную черту, продолжить работу еще 1 мин. 30 сек., снова поставить вертикальную черту и рисовать палочки еще в течение 1 мин. 30 сек. так чтобы получилось 3 интервала. Посчитайте количество палочек в каждом интервале.

Оценка:

(а) меньше (а) меньше (а) – хорошо развита воля, хорошая работоспособность;

(а) = (а) = (а) – хорошо развита воля, стабильная работоспособность;

(а) больше (а) меньше (а) – хорошо развита воля, но неустойчивая работоспособность;

(а) меньше (а) больше (а) – слабая воля, неустойчивая работоспособность;

(а) больше (а) больше (а) – слабая воля, низкая работоспособность.

Выполнение теста.

Итак, вы получили результаты теста. Ну а сейчас, я вам предлагаю записать у себя в рабочих тетрадях свой индивидуальный оздоровительный маршрут.

Хочется закончить урок аутотренингом.

Как воспитывать свою волю.

  • Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от привычек или черт характеа ты хочешь избавиться. Это твоя цель.
  • Поражения выигрывает тот, кто твердо решил выиграть, – писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.
  • Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом.
  • Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.
  • Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.
  • Борись с недостатками путем замены их достоинствами. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но вспомни слова Лафонтена: “Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе”.

Домашнее задание: Найти исторических личностей с огромной силой воли.

Тема: “Виды памяти. Совершенствование приемов запоминания”.

Цели:

  • Продолжить формирование представления о памяти, ее видах, способах развития.
  • Воспитывать осознанное желание развивать свое психическое развитие.
  • Совершенствовать навыки оценки памяти с помощью представленных методик, умение пространствовать оздоровительный маршрут.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа по теме: “Самопознание”.

2. Пг (подготовка к учебно-познавательной деятельности)

На прошлых уроках мы определяли уровень физического здоровья, но на первом уроке мы сформулировали правило здоровья – это совокупность физического и психического здоровья – полное благополучие. И нам необходимо помнить, что психическое здоровье очень тесно связано с интеллектуальным здоровьем, и о нем нужно заботиться всегда независимо от возраста.

А если говорить вкратце – умей пользоваться своим умом, умей его тренировать и закалять. И не забывай об отдыхе. Ум человека во многом зависит от памяти.

3. УЗ (усвоение знаний)

Память – основа личности. Человек, лишенный памяти, по сути, перестает быть человеком. И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной, поистине безграничной памяти. Например: Александр Македонский знал в лицо и по имени тысячи своих солдат. Великий композитор Моцарт, когда ему было 14 лет, услышал в соборе музыкальное произведение. Придя домой, он по памяти записал его. Когда, много лет спустя, проверили это произведение, то увидели, что запись была сделана абсолютно точно.

Истории не известны люди, которые могут с равным успехом запоминать абсолютно все. Кто отличается хорошей памятью на лица, тот с трудом запоминает хронологические даты. Кому-то легко даются слова, числа.

Вы должны знать основные виды памяти:

  • слуховая
  • зрительная
  • двигательная

Существует более глубокая классификация памяти:

  • Наглядно-образная – помогает хорошо запоминать лица, звуки, предметы и т.д.,
  • Словесно-логическая – помогает хорошо запоминать формулы, схемы, термины.
  • Эмоциональная – сохраняет пережитые чувства.
  • Кратковременная – все запоминается быстро, но ненадолго.
  • Долговременная – требует гораздо больше усилий, но зато дает хорошие результаты.

Все эти характеристики сугубо индивидуальные. Ведь главное отличие между людьми с хорошей памятью и плохой в том, что одни умеют ею пользоваться, тренируют ее, а другие нет.

Давайте вспомним, что такое память.

Память – это способность личности сохранять и передавать информацию, знания.

4. Пп (первичная проверка)

Практическая работа “Определение памяти” – (2 минуты)

К – (коэффициент памяти) = б/а, (б – текст запомнили, а – текст прочитали)

Оценка: чем ближе К —>1, тем память лучше.

Возьмем любой текст. Прочитаем его внимательно про себя, напишем запомнившиеся:

1) глаголы,

2) прилагательные.

Какой вид памяти мы оценивали?

Вывод: Моя зрительная память на высоком или низком уровне значит........

Гимнастика для развития памяти “Мозговой штурм”

  1. Помассируйте хорошенько кончик своего носа – это активизирует клетки головного мозга.
  2. Хорошенько разотрите мочки ушей, пока они не станут горячими – аналогичный эффект.
  3. Два своих указательных пальца вставь в уши так, чтобы они перекрыли слуховой проход. Пошевели слегка пальцами и затем быстро их вынь – при правильном исполнении должен получиться “чпокующий” звук.
  4. Сладко – сладко зевни. Это упражнение улучшает кровоснабжение мозга и повышает в его клетках содержание кислорода.
  5. Найдите, на тыльной стороне левой руки, между большим и указательным пальцами, болезненную точку, помассируйте ее в течение минуты. Затем поменяйте руки. Получится дистанционный массаж головы.
  6. Дома или на уроках физкультуры: лягте на пол, руки вдоль тела. Поднимите ноги вверх, выше, еще выше, закиньте их за голову. Оставайтесь в таком положении несколько минут. Это упражнение увеличивает приток крови к голове и хорошенько “прочищает” мозги. Можешь делать его каждый день.

Время от времени выполняй упражнения для головы, наклоняй ее в сторону и вперед-назад. Это снимет напряжение мышц шеи и улучшит мозговое кровообращение !!!

Домашнее задание: Учить упражнения для повышения памяти, знать определение “памяти”, виды памяти.

5. Напрашивается вопрос – а как запомнить то, что читаешь?

Задание в рабочей тетради: “Разработать правила развития памяти”.

  • Установка на длительное запоминание
  • Укрупнение, запоминаемых единиц
  • Опираться на те виды памяти, которые лучше развиты
  • Использовать ассоциативное запоминание

- Назовите известные вам виды памяти?

- Какие правила развития памяти вы знаете?

- Для чего необходимо знать какой вид памяти у тебя преобладает?

Нам необходимо помнить – хорошая память, прежде всего хорошее здоровье!!!

Игра-инсценировка сказки “Репка”.

Учитель рассказывает сказку. Каждый игрок при упоминании его по имени выполняет действие:

  • Репка: “оба-на”
  • Дед: “так-с”
  • Бабка: “убила бы”
  • Внучка: “пойдем, погуляем”
  • Жучка: “я готова”
  • Мышка: “и я”.

Домашнее задание: Дописать оздоровительный маршрут.

Правила развития памяти.

- Делайте установку на длительное запоминание (если не хочешь запоминать, это не отложится в памяти);

- Опирайтесь на те виды памяти, которые лучше развиты;

- Используйте ассоциативное запоминание;

- Весь материал разбивайте на 7 частей. Психологи раскрыли секрет логической “семерки”, при одновременном восприятии память способна удерживать в среднем 7 объектов.

Как запомнить изучаемый материал.

  1. Удостоверьтесь, что вы все поняли. Не переходите к другому абзацу, пока не поймете смысл предыдущего.
  2. Имейте намерение запомнить изучаемый материал по принципу: в начале нужно по-настоящему хотеть, чтобы мочь.
  3. Заинтересуйтесь изученным материалом. Не ограничивайтесь только чтением. Подумайте над тем, что вам могут принести полученные знания.
  4. Не учите слишком много за один раз. Если вы устали, усваиваемость материала уменьшается. Изучая материал небольшими порциями, вы запомните его без особых усилий.
  5. Не разбивайте заучиваемый материал на слишком короткие части. Например, если вам нужно выучить тридцать стихотворных строк, не следует их учить порциями по две строки, лучше учить тремя группами по десять строк в один раз. При несоблюдении этого правила, вы теряете целостное видение материала, и в дальнейшем вам будет трудно восстановить связь между группами строк.
  6. Учите материал в определенный час. Занимаясь, каждый день в определенный час, вы приучаете мозг к наилучшему восприятию именно в это время. Вечерний час перед сном – прекрасное время для запоминания. Равно как и утренний час после пробуждения.
  7. Часто повторяйте материал, который вы учите наизусть.

Посмотрите три, четыре, пять раз один и тот же текст. Но не повторяйте его раньше 5-6 часов после первого изучения.

Для того, чтобы лучше усвоить трудный текст, попробуйте следующий способ: внимательно читайте каждую фразу, переписывайте ее на свой манер в вашем стиле, как можно проще, пусть даже многословные. Во время повторного чтения вашего собственного текста, вы с удивлением обнаружите, что смысл текста не представляет большой сложности.