Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Русский язык в начальной школе: "Что такое склонение. Три склонения имен существительных"

Разделы: Преподавание русского языка, Преподавание в начальной школе


Цель: сформировать знания у учащихся о трех склонениях имен существительных.

Задачи:

  1. развить устойчивый интерес учащихся к теме “склонение”;
  2. cоставить опорную памятку – схему “склонение имен существительных”;
  3. cоставить пошаговую инструкцию для определения склонения имен существительных в косвенном падеж.

По плану у нас очередное занятие мастер-класса. Тема нашего занятия: как использовать групповую работу для объяснения нового материала на уроках русского языка.

1. Организационный момент

Давайте поприветствуем наших гостей, которых очень рады видеть на нашем уроке.

На уроках вы покажите свои знания, умение работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но еще и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы. Девиз нашего сегодняшнего урока: дружба в делах помощник.

Сегодня мы продолжаем изучение большой темы – “Имя существительное”.

- Что тебе известно об имени существительном?

Предмет. Отвечает на вопросы кто? что? Одушевленный – неодушевленный. Рода. Число.

2. Разделение учащихся на группы

- Для дальнейшей работы разделимся по выбору лидера (организатора). Сегодня лидерами – консультантами будут:

- Организатор должен пригласить к себе одного ученика, и они вместе наберут себе группу из оставшихся детей.

- Но помните, что у нас останутся 2 “не разобранных” игрока.

Аукцион: должны назвать не просто имя желаемого игрока, но обосновать его ценность. А участники, выслушав их, сами определяют группу, в которую они войдут.

3. Введение в раздел

- Прочитайте название раздела.

- Значение, какого слова вам не совсем понятно?

- Подберите однокоренные слова. (склониться, поклон, склоненный)

- Судя по названию раздела, имя существительное склоняется. Что это значит? Попробуем ответить на этот вопрос.

4. Постановка проблемы

- Прочитайте предложение.

Старая женщина волновалась о сестре. и дочер..

- Найдите существительные в предложении.

- Определим их род, падеж. (И.п., ж.р.) (П.п., ж.р.)

- Что можно сказать об окончаниях у однородных членов предложения? (возможно, они одинаковые).

- Какие?

- Прочитайте предложение без пропусков. Что заметили?

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

- Какие вопросы возникают? (Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)

5. Решение проблемы

- Чтобы разрешить этот вопрос, поработаем в группах.

- Вспомним правила сотрудничества в группе.

  • Каждый человек заслуживает, чтобы его выслушали, не перебивая.
  • Говори понятно.
  • Если прозвучала информация не вполне ясная. Задай вопрос на понимание “Правильно ли я понял?”
  • Критикуй идею, а не личность.

- Распределите обязанности членов группы.

  • Чтец – читает вслух.
  • Секретарь – записывает.
  • Докладчик – рассказывает, что решила группа.
  • Хронометрист – следит за временем.
  • Рядовой – дополняет, уточняет.

- Помните, от вашей работы зависит результат всего класса.

На доске: “Страна, мышь, земля, дедушка, дядя, стол, озеро, поле, дочь”.

- Разделите имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу.

  1 2 3
м.р. -а, -я нулевое  
ж.р. -а, -я   ь
ср.р.   - о, -е  

- Назовите существительные, которые вы отнесли к первой группе (страна, земля, дедушка, дядя).

- Назовите существительные, которые вошли во вторую группу (стол, озеро, поле).

- Какие слова составили третью группу (мышь, дочь)?

Ответ одной группы.

- Оценка работы группы (знак рукой).

- По каким признакам вы группировали существительные? (По роду и окончанию)

- Сколько получилось групп? (3 группы)

- Что мы можем определить по этой таблице? Вспомните, какова тема урока? (Склонение)

- Сколько склонений у имен существительных?

- Все имена существительные делятся на три класса, на три склонения. Каждое склонение имеет свои особенности.

- Существительные какого рода и с какими окончаниями относятся к 1 склонению? (Женского и мужского –а, -я).

- Существительные какого рода и с какими окончаниями относятся ко 2 склонению? (Мужского рода с нулевым окончанием, среднего рода с -о, -е).

- Существительные какого рода и с какими окончаниями относятся к 3 склонению? (Женского рода с мягким знаком на конце)

6. Физкультминутка

В классе только девочки.
В классе только мальчики.
В классе только Саши.
В классе только Кати.
В классе только Миши.
В классе только Алены.
В классе нет никого.
В классе все.

7. Работа с книгой

- Прочитайте в нашей умной книге правило на странице 123.

- Совпадает ли ваше определение с текстом? (В основном совпадает, но в правиле говорится, что изменяется так же по падежам и числам).

- Сколько частей в правиле?

- Прочитайте первую часть определения.

- Что говорится в первой части?

- Прочитайте вторую часть определения.

- Что запомнили из второй части?

- Используя третью часть определения: расскажи, какие существительные относятся к первому склонению, 2 склонению, 3 склонению.

- Ответим на вопросы, которые даются после текста на с. 124.

Ответы на вопросы.

- Вернем к нашему предложению.

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

- Почему у слов (о) сестре, дочери разные окончания, хотя род и падеж один и тот же? (Они относятся к разным склонениям).

- Какое существительное в этом предложении стоит в начальной форме – в форме И.п?

-Можно ли определить склонение этого существительного? (Да)

- Что для этого нужно определить? (Ро