Открытый урок по риторике во 2-м классе по теме "Как мы говорим"

Разделы: Начальная школа


Цели. Повторить основные понятия темы “Устная речь”: тон, громкость, темп; закрепить умение с помощью тона передать своё настроение, своё состояние, выражать чувства; обобщить знания о несловесных средствах общения - мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза говорящего.

Оборудование. Магнитофон, фонограмма песен “Песня Красной Шапочки”, “Ива” подготовленные учителем музыки. На доске прикреплены портрет главного героя Риторика, причудливо вырезанные облака, две плакучие ивы. Кукла для сценки.

Звучит спокойная музыка. Дети входят в класс выбирают цветок любого цвета (их в вазе 27 по количеству учеников в классе, красные, жёлтые, зелёные) рассаживаются за парты, составляя букеты из цветков одинакового цвета. Парты расставлены для работы по группам. Выбирается жюри из присутствующих гостей.

Ход урока

I. Речевая разминка

Учитель. Улыбнитесь, вдохните запах цветов, на выдохе произнесите

Ах, как замечательно!

После слова ах сделайте паузу, остановите выдох, слово замечательно протяните (повторить 2 раза).

II. Актуализация знаний

У. Ребята, кто к нам пришёл сегодня в гости?

Д. Риторик.

У. А зачем, как вы думаете?

Д. Мы закончили первый раздел в риторике “Как мы говорим” и Риторик хочет послушать, чему мы научились.

У. Помните ли вы основные понятия “Устная речь”? Попробуйте разгадать кроссворды. (уч-к, стр. 45) Чья группа готова берутся за руки и поднимают вверх.

(Слова прикрепляются на доску)

тон состояние

темп отношение

громкость настроение

У. Какой вывод можно сделать?

Д. С помощью тона, темпа, громкости можно передать чувства, состояние, отношение, настроение.

III. Введение в тему урока

У. А сейчас Риторик хочет увидеть и услышать, как с помощью тона, темпа, громкости вы сможете передать чувства, состояние и настроение героев.

Прочитайте отрывки из стихотворения С.Я.Маршака “Багаж”.

Представим, что вы на вокзале. У всех багаж – у кого - то большой, у кого – то маленький. И вот вы видите даму, носильщик везёт за ней целую тележку с багажом.

У. Как вы думаете, дама заранее прибыла на вокзал, у неё достаточно времени, чтобы сдать свой багаж в багажное отделение поезда?

Д. Думаем, что достаточно.

У. Какой мы выберем для чтения этого отрывка темп?

Д. Средний.

У. Громкость?

Д. Обычная.

У. Тон?

Д. Спокойный.

У. Что же случилось потом? Было у проводников время искать пропажу? Что они сделали?

У. Как будем читать второй отрывок? Темп?

Д. Ускоренный.

У. Громкость

Д. Громче, чем обычно.

У. Тон?

Д. Возбуждённый

У. Что произошло, когда дама обнаружила, что багаж ей подменили, ведь пёс-то не её?! Какой будет темп?

Д. Быстрый.

У. Громкость?

Д. Очень громко.

У. Тон?

Д. Злой.

У. Как читаем последнюю строчку?

Д. Просяще.

“От – дай – те мо – ю со – ба – чон – ку”

У. Попробуем прочитать по ролям. Кому удастся более точно передать настроение, состояние и чувство героини? (Каждая группа выбирает автора и даму).

Жюри оценивает каждую группу.

У. Ребята, кто из вас мечтает стать актёрами? Давайте попробуем ими стать. Рассмотрите рисунок в учебнике и прочтите под ним диалог.

У. Почему бабушке неприятно слышать слово “пожалуйста”?

Д. Бабушке не понравился тон, каким было сказано это слово.

У. А можно ли сказать те же слова, но так, чтобы слово “пожалуйста” звучало иначе?

Д. Да, можно.

У. Попробуйте это показать. А жюри оценит, у кого это получилось более убедительно.

У. Прочитайте следующий диалог. Чем опечалена Марина?

Д. У неё сломалась кукла.

У. Сочувствует ли ей Оля?

Д. Нет.

У. Озвучьте диалог так, чтобы слова Оли “как жаль” выражали сочувствие.

(Жюри оценивает выступление детей)

У. Ребята, вы сейчас передавали настроение, чувства героев с помощью слов, а можно ли передать настроение и чувства, но без слов?

Д. Да, можно.

У. Что при этом используется?

Д. Мимика, жесты, поза.

У. Пусть первая группа изобразит – надоедливого комара, вторая – муху, севшую на мёд, третья – рыболова.

(Жюри оценивает)

У. Ребята, вы любите смотреть на плывущие по небу облака? Посмотрите на наши облака, что вы видите?

Д. Одно облако по форме напоминает медвежонка, другое – лошадку, третье похоже на цветок.

У. Прочитайте текст Сухомлинского и подумайте, почему он назвал свой рассказ “Цветок и волчья пасть”?

Д. Облако одному напомнило по форме – цветок, а другому – волчью пасть.

У. Почему мальчики увидели разные предметы?

Д. У одного из героев было хорошее настроение, и он в облаке увидел – цветок, у другого настроение было плохое, и он сравнил облако с волчьей пастью.

У. Мы передаём чувство, настроение, когда читаем, общаемся – в тексте, в диалоге, стихотворении. А в чём ещё мы можем передать своё состояние, свои чувства?

Д. В музыке.

У. Послушайте две песни и определите настроение каждой. (Песню исполняет ученица этого же класса в костюме Красной Шапочки, при исполнении первой песни “Ива” на плечи накидывает платок).

У. Чем отличаются эти песни?

Д. Настроением.

У. Какие чувства они у вас вызвали?

Д. Первая песня вызывает лёгкую грусть, задумчивость, она очень мелодична. Вторая песня вызвала чувство радости, захотелось попрыгать, повеселиться.

У. На этой весёлой ноте мы и закончим с вами урок.

IV. Итог

У. Что вам сегодня запомнилось, что показалось трудным? Пригодится ли в жизни то, о чём мы сегодня говорили?