"Вышивание по переведенному рисунку", 3-й класс

Разделы: Технология, Начальная школа

Класс: 3


 

Тема: вышивание по переведенному рисунку.

Цели урока:

1) назначение и применение ручных швов; отработка простейших технологических приёмов.
2) Развитие глазомера, мелкой моторики рук, развитие определённых навыков и умений, которые пригодятся детям в практической деятельности, развитие эстетического вкуса,
3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, усидчивости и аккуратности.

Оборудования:

образцы вышивок, нитки, мулине, игольницы, иголки для шитья, иллюстрации с орнаментом, салфетки, ножницы, пяльцы, магнитофон, кассета.

I Организационный момент.

1. Организация рабочего места

2. Вводная часть

А) Эмоциональный настрой.

Учитель:

- «В человеке должно быть всё прекрасно: и одежда, и душа, и мысли». Нравятся вам эти слова?
- Эти прекрасные, умные слова сказал великий писатель А.П. Чехов (портрет писателя)

3. Постановка целей и задач урока.

Учитель:

- И на сегодняшнем уроке вам предстоит окунуться в мир прекрасного, красивого, в мир творчества.
Сегодня вы сами будете вышивать по переведенному рисунку и примените те знания и умения, чему уже научились.А работать вы будете под девизом: «Во имя истины, добра и красоты». (Слова напечатаны на плакате. Дети произносят эти слова хором)

Учитель:

- Ведь добро оно вечно, так же как и душа человека, в этом вы сами убедитесь сегодня.

4 Вводная беседа.

Учитель: А в начале вспомните историю развития вышивки.

Ученик:

- Вышивка – древний вид искусства. С давних времён русские люди славились своим мастерством, украшали одежду, жильё, предметы обихода. Женщины ткали, вышивали, плели кружева. Искусство вышивание зародилось ещё в Древней Руси. Археологи и до наших дней находят фрагменты одежды, предметы быта, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями.
Учитель:

- Какой цвет чаще использовали при вышивки узоров? Почему?

Ученик:

- Красный, потому что он служил оберегом, т.е., знаком от злого колдовства, от болезней.

Учитель:

- А ещё я просила вас заглянуть к бабушке в сундучок. И благодаря вам, вашим бабушкам, прабабушкам мы смогли оформить выставку «Бабушкин сундучок».
Посмотрите сюда, какие здесь представлены чудесные вещи: рисунки и столешники, думочки, салфетки. Всё это сделано руками умелыми ваших бабушек. Каждая вещь вышита с любовью!
И каждая вещь соответствует своему практическому назначению.
А теперь взгляните на этот чудный, волшебный ковёр! Что можно сказать о человеке, который его вышивал?

Ученик:

- Это трудолюбивый человек, добрый, у него золотые руки, в эту работу он вложил свою душу, потому что очень красиво вышить крестиком, правильно подобраны нитки и цвет.

Учитель:

- Я очень рада, что чудный ковёр вам понравился. Этот ковёр своими руками вышивала женщина, которой нет с нами, но дума этой женщины жива, вечна и вы в этом убедились сами.
А ведь среди вас есть тоже умельцы, которые выполняют работу красиво, аккуратно, с душой. Взгляните на эту выставку, которая называется «Ступеньки к мастерству».

(Учитель называет фамилии, имена ребят, их работы)

II Работа над темой.

Учитель: А сейчас повторим виды швов по таблице 1.

(Ученик выходит к доске, показывает шов, называет его, а рядом открывает табличку, которой закрыто название шва)

Учитель: Каких видов швов нет на таблице, назовите.

(Ученики называют: «гладь», «назад иголку», «стебельчатый».)

Учитель: А теперь вспомним виды орнаментов по таблице 2.

Дома вам нужно было подобрать орнамент. Какие орнаменты вы подобрали?

(Дети показывают.)

Итак, всё готово к вышивке. Повторим технику безопасности с инструментами.

Какие «уроки иголочки», вы должны помнить при работе ? (Таблица 3)

Назовите правила безопасности при работе с ножницами? (Таблица 4)

Всё что необходимо для работы у вас есть, а остальное вы сумеете сами выполнить. Возьмите в руки иголку-волшебницу и начинайте творить чудеса. Моими помощниками будут сегодня… (фамилии имена детей) За помощью можно обращаться к ним.

Самостоятельная работа.

(Звучит спокойная мелодия)

Дети в это время вышивают.

(Учитель его консультанты осуществляют индивидуальный подход.)

III. Физкультминутка.

(Время для проведения физкультминутки учитель определяет индивидуально по работоспособности класса.)

Вышиваем, вышиваем
А потом все дружно встали
Ручками похлопали 1, 2, 3
Ножками потопали 1, 2, 3
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнём
И работать все начнём.

IV Практическое использование работы

Использование вышивки в качестве подарка маме, сестре, бабушке.

V Итог урока.

Выставка работ учащихся.

Защита своей работы.

Оценивание работ учителем.

ТАБЛИЦА 1

 

ТАБЛИЦА 2

- Геометрические

- Растительные

- С изображением животных, птиц, насекомых

- Орнамент с эмблемами

ТАБЛИЦА 3

- Храни иглу всегда в игольнице
- Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки
- Не бери иглу в рот и не играй с иглой
- Не втыкай иглу в одежду
- До и после работы проверь количество игл
- Не отвлекайся во время работы с иглой

ТАБЛИЦА 4

- Работай ножницами только на своём рабочем месте
- Работай только исправным инструментом: хорошо
отрегулированными и заточенными ножницами
- Ножницы клади кольцами к себе
- Подавай ножницы кольцами вперёд
- Не оставляй ножницы открытыми
- Не играй с ножницами, не подноси к лицу
- Используй ножницы по назначению