Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение правил о правописании корня". Урок-путешествие

Разделы: Начальная школа


 

 Тема: Обобщение правил о правописании корня.

 Цели:

Закреплять и обобщить знания учащихся о безударных гласных и   сомнительных согласных и их правописании.
Развивать у учащихся творческие способности, мыслительные операции сравнения, обобщения; умения анализировать,  мыслить самостоятельно, работать в группе.
Воспитание коллективизма, дружелюбного отношения друг к другу, интереса к предмету.

Оборудование:

«Поезд» для путешествия, названия станций: «Проверяй-ка», «Вспоминай-ка», «Запоминай-ка», «Поиграй-ка», «Словознай-ка», «Распределяй-ка», «Думай-ка»; карточки с заданиями для работы в группах, в парах; магнитные (3 цвета) фишки, для общей самооценки.

Ход урока:

1. Создание психологического комфорта

а) приветствие гостей;

б) Дети:

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2. Выравнивание знаний.

– Ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну со строгим названием – Грамматика, есть там город, который называется Словария. Но не волнуйтесь! Путешествие будет весёлым, интересным. Правда, вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой станции.
А теперь послушайте, пожалуйста, загадку:

В поле лестница лежит,                                                                         
Дом по лестнице бежит.

(Поезд.)

– Да, вы отгадали, путешествовать мы будем на поезде.

Хором:

За наукой в путешествие
Сегодня мы отправимся.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы цели нам скорее достичь,
Должны мы по рельсам
Красиво пройтись!

3. Постановка и решение учебной задачи.

– Станция, на которой стоит поезд и ждёт нас, называется

(1) «Проверяй-ка».

Чтобы пройти в вагоны и занять места вы должны написать словарный диктант.

Учитель показывает карточки с пропущенными буквами, дети пишут, затем проверяют их по этим же карточкам, с выделенными орфограммами).

а) словарный диктант:

Пятн.ца, с..одня, .нварь, п.года, вет.р, м.роз, мес.ц, .дежда, вал.нки, в.рона, в.р.бей, вдру., праз.ник.

б) самопроверка;

в) – Что вы можете сказать об этих словах?

(Словарные слова с непроверяемыми безударными гласными.)

– Назовите лишние.

(Вдруг – слово с парным согласным, праздник – с непроизносимым согласным в корне. Эти слова прикрепляются на магнитной доске.)

– На какие же правила могут быть задания, приготовленные для вас на станциях? (…)

(2) Станция «Вспоминай-ка»

(Задания в вагонах)

– Для вас ещё одна загадка: Какую часть слова можно найти в земле?

(Корень)

(Следующие задания даются в группы.)

– Ребята, помните – важно не только самому выполнить задание, но ещё и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы.

1 группа (1вагон):

Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда получите тот текст, который был у А.С.Пушкина. Запишите эти пары, сделайте вывод.

Видит: весь сияя в злате,
Царь Султан сидит в палате
На престоле и венце
С печальной думой на лице.
Добрый день, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?

Запись в тетрадях:

С печальной – с грустной, добрый день – здравствуй, пасмурный – ненастный.

(Вывод:Непроизносимые согласные в корне надо проверять …)

2 группа (2вагон):  

Исправьте ошибки, допущенные в тексте. Сделайте вывод.

(Даётся текст с ошибками)

Зима влису.
Побилели паля и луга. Льдом покрылась рика. Она уснула, как в сказке. На диревьях лижат сниговые шубы. Наснегу кругом узоры птичьих слидов. Маладые ёлочки укрылись мягким снежком.

(Вывод:

Если буква гласная вызвала сомнение,
То немедленно её ставь под ударение!

Или:

Безударный – хитрый гласный.
Слышим мы его прекрасно?
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударение,
Чтоб развеять все сомнения!

3 группа (3 вагон):

Выпишите слова, у которых надо проверить согласную. Сделайте вывод.

Кружева

Ошибка

Лодочка

салазки

дожди

булавка

трава

лягушка

зубной

                                    
                                            
(3) Станция «Запоминай-ка» 

(Работа в группах)      

Какие три правила учат писать буквы в корне слова?

(После обсуждений в группах)  

Вместе:

1.Если буква гласная вызвала сомнение, то немедленно её ставь под ударение!

Безударный – хитрый гласный.
Слышим мы его прекрасно?
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударение,
Чтоб развеять все сомнения!

2. Подсказка Деда Мороза ещё со второго класса:

Согласный в слове проверяй,   рядом гласный подставляй!  

 Или: … (подобрать проверочное  слово)

4. В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми.

Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки чётко произносятся.

–  Вы назвали три правила, которые учат писать буквы в корне слова. Что общего между ними?

Чтобы проверить написание слов, нужно слово изменить или подобрать проверочное однокоренное слово.
Мы всегда должны помнить эти правила и применять их.

(4) Станция «Поиграй-ка» Физкультминутка.

(Можно организовать подвижную игру по желанию учащихся)

б) Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, подтянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за места тихо сесть.

Игра «Заменялки». Замените одним словом.

Вода, которая замёрзла  – …
Его срывают с дерева – …
В нём растут плодовые деревья – …
Один из них был белым, а другой серым – …
Самое могучее дерево – …

(5) Станция «Словознай-ка»

Даны пословицы и поговорки с пропущенными словами, назовите их. Объясните значения пословиц.

  1. Зима без (снега), лето без (хлеба).
  2. Мороз да метели под (февраль) налетели.
  3. Лето собирает, а зима (поедает).

(6) Станция «Распределяй-ка»

Фронтальная работа по учебнику. Стр.116, упражнение 312.

4. Рефлексия.

а) (7) Станция «Думай-ка»
б) Общая самооценка.

– Вот и подошло к концу путешествие по городу «Словария». Много было станций на нашем пути. Ваши ответы помогли машинисту (а на этот раз им была я) благополучно завершить поездку. Я благодарю вас всех. Прошу сдать проездные билеты.

(Общая самооценка ставится цветными магнитными фишками).