Сценарий урока математики в 3-м классе по теме "Решение задач в три действия"

Разделы: Начальная школа


 

Тема: Решение задач в три действия.

Цели:

познакомить учащихся с решением задач в три действия, закреплять изученные случаи умножения и деления с числами 0 и 1, навыки табличного умножения и деления; научить уверенно применять правила о порядке выполнения действий в выражениях на несколько действий;
развитие творческого мышления, применение в новых нестандартных условиях; развитие наблюдательности, внимания и уважения к суждениям других;
воспитывать такие качества творческой личности, как любознательность, независимость суждений, склонность к фантазии, находчивость; объединение математики с проблематикой экологии и защиты окружающей среды.

Наглядный материал:

«Расшифруй» (пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь»), «Цепочка» – задания для устного счёта в группах; слайды (Приложение 1): ответы для проверки «Цепочки»; примерные задачи, составленные в группах, их решения и ответы; схема, решение и ответ задачи №1 с.76 (Математика, 3 класс, 1часть, М.И.Моро, М.А.Бантова и др.); выражения на несколько действий; Мультимедиа.

Ход урока.

1. Создание психологического комфорта:

«Продолжите»:

Математика – царица всех наук.
Её возлюбленный истина,
Её наряд – простота и ясность,
Дворец этой владычицы
открывается лишь…
(разуму).

- Ребята, что нам нужно, чтобы урок прошёл успешно?

(Быть внимательными, уметь выслушать друг друга, а не только учителя; уметь исправить и дополнить ответ товарища, чтобы его не обидеть; работать быстро и дружно.)

На экране: (Слайд №1) (учащиеся повторяют хором).

Мы будем внимательны!
Мы успеем сделать все!

2. Выравнивание знаний.

а)«Шифровальщик»;

задание:

отгадать зашифрованную пословицу. Ключом к шифру служит таблица умножения. Например: чтобы узнать, какую букву представляет число 36, нужно в таблице найти два числа, произведение которых будет равно 36, т.е.
4 ? 9 = буква С.

На экране: (Слайд №2)

Шифр: Ключ к шифру:

12 8 9

  • 10 15
  • 3 8 12 32 9
  • 40 45 48
  • 10 15
  • 3 32 12 18 9

2 3 8 9

  • 1 О Т М Ь
  • 4 М Е Р С
  • 5 А З Д И
  • 6 Е Ж Н –

Проверка ответа на экране: (Слайд №3)

Семь раз отмерь,
один раз отрежь.

- Эта пословица будет нашим девизом к сегодняшнему уроку.

- Как вы думаете, почему именно эта пословица выбрана девизом?

(Надо очень хорошо подумать, прежде чем отвечать, математика любит думающих.)

б) Распределение учащихся в разноуровневые группы методом «Мозаики»;

– Ребята, отгадайте, пожалуйста слово: первое – приставка, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом. (Задача.)
– Да, я буду вам читать задачи (или с экрана вы сможете сами их прочитать), вы должны быстро и правильно решить их, дать полный ответ.

На экране начинают появляться экологические сказочные задачи:
(Слайд № 4 – 5)

1. Заяц и Волк любят спорт. Заяц проплыл в бассейне 8 метров, а Волк проплыл 12 метров. На сколько метров больше проплыл Волк, чем Заяц? (На 4м больше.)

2. Малыш посмотрел 3 фильма по охране окружающей среды, а Карлсон – в 3 раза больше. Сколько фильмов об охране окружающей среды посмотрел Карлсон? (9 фильмов.)

3. Чебурашка и Крокодил Гена посадили в парке 13 деревьев. Крокодил Гена посадил 8 деревьев. Сколько деревьев посадил Чебурашка? (5 деревьев.)

4. Колобок заметил в лесу 14 мухоморов, а боровиков – на 7 меньше. Колобок знает, что до ядовитых грибов нельзя дотрагиваться, поэтому он собрал в корзину только съедобные грибы. Сколько всего грибов заметил Колобок? Сколько съедобных грибов он собрал в корзину?

(7 съедобных, всего – 21.)

(Решившие эти 4 задачи получат красные фишки, садятся в одну группу.)

5. Незнайка чистит зубы и не закрывает кран. В результате напрасно расходуется 4 л воды. Если Незнайка чистит зубы 2 раза в день, то сколько воды в пустую расходуется за день? За 3 дня? (8 литров, 24 литра.)

6. В шиповнике много витамина С. Надо выпивать хотя бы один стакан в день, чтобы не болеть простудными заболеваниями. Мальвина, Пьеро и Буратино выпивают в день 6 стаканов сока. По сколько стаканов в день выпивает каждый? (2 стакана.)

7. Из сосны получаю бумагу, искусственный шёлк, пластмассу. На месте вырубленных сосен Чебурашка и Крокодил Гена стали сажать по 10 деревьев каждый день. Сколько деревьев посадят за неделю Чебурашка и Крокодил Гена? (70 деревьев.)

(Дети получают фишки и садятся в группы, а те которые не успели ответить садятся за третий стол.)

в) Запись решения одной задачи в тетради. (записывается решение той задачи, на которую ответил сам ученик; 3-группа записывает понравившуюся задачу.)

г) «Цепочка», работа в группах;

– Найдите последнее число в каждой цепочке, если в первой пустой клетке число 18.


Проверка на экране (Слайд №6)

3. Работа над новым материалом.

а) составление задач; (работа в группах).

– А сейчас, ребята, я вам предлагаю творческое задание: используя числа, которых вы получили решив «Цепочки» и число 2 составьте, пожалуйста, задачи о том, как Чебурашка и Крокодил Гена решили посадить деревья на месте вырубленных лесов. А как лучше сажать деревья? (В ряды.)

(Учащиеся работают в группах, учитель ходит и даёт советы, контролирует их работу. После того, как дети объявляют о своей готовности, задачи читаются, записываются их решения на доске и в тетрадях.)

8? 5 = 40 (сосен)

9? 2 = 18 (берёз)

40 + 18 = 58 (дер.)

б) запись решения в выражение;

- Попробуем записать эти решения в выражение.

(Один ученик работает на доске, остальные в тетрадях.)

8 ? 5 + 9 ? 2 = 58 (деревьев.)

Ответ: всего посадили 58 деревьев.

- Сколько действий получилось? ( 3 )

- Почему скобки можно не ставить? (потому что умножение решается первым.)

Проверка на экране ( появляются решения и ответы).(Слайды №7-11)

4. Физкультминутка.

Потянулись! Потянулись!
А теперь мы все качнулись!
Потянулись все опять
И попрыгали раз пять.
Ручками похлопали,
Ножками потопали!
Покружились все на месте…
Сели тихо, дружно, вместе.

В) работа (в парах) по учебнику; задача на закрепление. С.76, №1

- Составьте, пожалуйста, к задаче схему, напишите решение в выражение.

Схема-чертеж (Слайд №12)

Решение и ответ: (Слайд № 13)
5 • 3 + 2 • 4 = 23 (р.)
Ответ: всего 23 рубля

5. Работа над пройденным материалом.

Закрепление умения выполнять действия с числами 0 и 1.

а) вставьте нужный знак действия, чтобы получилось верное равенство.

(Группам примеры даются на карточках, ещё по два примера составляют сами учащиеся.)

12 ? 12 = 1 1 ? 49 = 49 1 ? 35 = 35
16 ? 1 = 16 17 ? 17 = 1 12 ? 12 = 1

б) работа по учебнику в парах: с.77, №6.

6. Итоговая рефлексия.

а) – Что нового мы узнали сегодня на уроке?

(Познакомились с задачами в три действия.)

- Что закрепили, повторяли?

(Действия с0 и 1; решали примеры на сравнение.)

б) Общая самооценка.

  • Кто доволен своей работой на уроке?
  • Кто не доволен? Почему?
  • Чтобы вы хотели пожелать себе и своим товарищам на следующий урок?
  • Поблагодарите друг друга за помощь, поддержку на уроке. (Вставление оценок.)
  • А что нам скажет компьютер? (Слайд №14 -15)

На экране появляется запись:
Вы были внимательны!
Вы успели сделать все!
Вы м о л о д ц ы!