Люди одной судьбы

Разделы: Литература


Цели занятия:

  • воспитание неприятия усиливающейся поляризации общества по линии “свои” и “чужие”;.
  • анализ и осмысление пережитого народом в конкретно – исторических условиях Великой Отечественной войны, в реальной практике фашистского геноцида;
  • воспитание толерантности, милосердия, праведности как общечеловеческих ценностей;
  • прочтение романа – дилогии В. Гроссмана “Жизнь и судьба”, просмотр кинофильма Ст. Спилберга “Списки Шиндлера” с дальнейшим обсуждением с целью осмысления основной проблематики романа и фильма;

Оборудование занятия:

  • видеофильм Ст.Спилберга “Списки Шиндлера”;
  • роман-дилогия В.Гроссмана “Жизнь и судьба” (фрагменты);
  • статьи из общественно-политического журнала “Огонек” за 2006 год;
  • фотографии из фонда “Память Бабьего Яра”.

Ты куда ведешь, ров?
Ни цветов, ни сирот.
Это кладбище душ – геноцид.
Степью смерч несется из паспортов.
И никто не принес гиацинт.
А.Вознесенский

Прости мне, человеку, человек, -
История, Россия и Европа, -
Что сил слепых чудовищная проба
Приходится на край мой и мой век.
А.Вознесенский

Слово учителя:

- 16 ноября объявлен Международным Днем толерантности. Какое хорошее понятие лежит в основе этого слова! Терпимость. Как часто мы его говорим, желая своим близким добра и счастья. Будьте терпимы друг к другу! Милосердны! Сострадательны! Как важно в наше время суметь в этом убедить своих детей. Ведь следующему поколению вершить историю далее. И толерантность должна стать ценнейшим качеством человечности. Лучшие шедевры классической литературы всегда помогали в этом. Причиной является то, что классическое произведение всегда многослойно и глубоко. Поэтому оно и является классикой. Каждое поколение находит в нем что-то такое, что близко именно ему. В наше время необходимо воспитать в обществе уважительное отношение к людям любой национальности, утвердить жизнелюбие.

“Живой классик”. Так бы я назвала писателя Василия Гроссмана с его романом – дилогией “Жизнь и судьба”. Роман, в котором автор рассказал о судьбе еврейского народа в годы Великой Отечественной войны. Страшно думать, что история человечества, цивилизация 20 века породила такое чудовище, как фашизм с его математически рассчитанной, бездушной системой уничтожения миллионов людей по расовым, национальным признакам. Еще страшнее знать, что и сегодня кто-то вдохновляется этими идеями, присматривается к человеконенавистнической практике, примеряет на себя фашистскую символику. Примером могут послужить различные группировки: ультраправые скинхеды, нацисты, антифашисты, скины-коммунисты – наверное, далеко не полный список этих группировок. “Зиг хайль!”, “Антифа!” - это их основные лозунги, с которыми они ввязываются в уличную драку. Самое страшное, что основную часть этих формирований составляют совсем молодые люди. От 16 до 25 лет – первое постсоветское поколение, оказавшееся очень жестоким. Их метод – насилие, который и заменяет идеологию. Поэтому и актуален сегодня роман В.Гроссмана тем, что автор говорит всему человечеству, как ценен любой человек в этом мире, как важно научить последующие поколения любить друг друга, независимо от национальности и вероисповедания.

Материалом для обсуждения послужат уже ранее просмотренные и прочитанные вами произведения: к/ф Ст.Спилберга “Списки Шиндлера”, роман-дилогия В.Гроссмана “Жизнь и судьба”, поэма А.Вознесенского “Ров”, статья из общественно-политического журнала “Огонек” “Яр и холод” сентябрь 2006 года..

Термином “Холокост” обозначается государственная политика фашистской Германии по уничтожению евреев нацистами и их пособниками. С помощью этого слова в общественном сознании фиксируется трагизм судьбы еврейского народа в годы Великой Отечественной войны.

Выступления учащихся по тексту романа В.Гроссмана “Жизнь и судьба”.

Один ученик рассказывает о планах национал-социализма, направленные против человека, его жизни и свободы. Фрагмент из книги можно зачитать: “осенью 1942 года имперское правительство приняло ряд особо жестоких, бесчеловечных законов. В частности, 12 сентября 1942 года, в пору апогея национал-социализма, евреи, населяющие Европу, был изъяты из юрисдикции судов и переданы гестапо” (книга 1, гл.42).

Следующий ученик находит фрагмент в фильме Ст. Спилберга “Списки Шиндлера”. Фрагмент, где унтерштурмфюрер Амон Гет читает указ об истреблении евреев: “Сегодняшний день войдет в историю. Его будут помнить через много лет. Сегодня вершится история, и вы вошли в нее. Да. 600 лет назад, когда искали виновников чумы, повсюду евреев обвиняли в черной смерти. Так называемый Казимир Великий сказал евреям, что они могут приехать и поселиться в Кракове. Они приехали. Они осели. Они прижились. Они преуспели в торговле, в культуре, в искусстве. Они пришли сюда с пустыми руками, ни с чем.

Добились процветания. 600 лет существовал еврейский Краков. Подумайте об этом. Но сегодня эти 600 лет уйдут в небытие. Их никогда не было. Мы вершим историю”.

Вот так жертвенно решался вопрос о судьбе еврейского народа. При этом евреев часто сгоняли в огромные гетто, которые устраивали на окраинах города. Как вы понимаете слово “гетто”?

Ученик рассказывает о том, что такое “гетто”. Гетто – это окраина города, куда сгоняли евреев для проживания, огородив их колючей проволокой от всех жителей города. Гетто были своеобразными “оптовыми” поставщиками человеческого материала для бесперебойной работы адской машины, созданной нацистами для уничтожения целого народа. Первое гетто был создано в октябре 1939 года в польском городе Петраков Требунальский. Вскоре открылось огромное гетто на 160 тыс. человек в Лодзи. Потом они стали появляться повсеместно. Самым большим было Варшавское гетто – на 500 тыс. узников. Нацисты держали даже одно “образцовое” гетто в Терезиенштадте, через которое пропустили около 140 тыс. человек (из них менее 17 тыс. дождались освобождения в мае 1945 года).

Ученица читает письмо матери сыну из еврейского гетто (книга 1, глава 18 - выдержки из романа ) “ Витя, я уверена, мое письмо дойдет до тебя, хотя я за линией фронта и за колючей проволокой еврейского гетто. Твой ответ я не получу, меня не будет. Я хочу, чтобы ты знал о моих последних днях, с этой мыслью мне легче уйти из жизни… Мне напомнили, что я еврейка. Немцы ехали на грузовиках и кричали: “Juden kaput!” А затем мне об этом напомнили некоторые мои соседи… Знаешь, Витенька, что я испытала, попав за проволоку? Я думала, что почувствую ужас. Но, представь, в этом загоне для скота мне стало легче на душе. Не думай, не потому, что у меня рабская душа. Нет. Вокруг меня были люди одной судьбы, и в гетто… нет взоров злобы, и знакомые люди смотрят мне в глаза и не избегают со мной встречи. В этом загоне все носят печать, поставленную на нас фашистами… Я привыкла в человеческих глазах искать симптомы болезней… Я теперь не могу смотреть так в глаза людям – в глазах я ищу лишь отражение души. Хорошей души…Печальной и доброй! Усмехающейся и обреченной, побежденной насилием и в то же время торжествующей над насилием. Сильной души…Мне иногда кажется, что не я хожу к больным, а наоборот, народный добрый врач лечит мою душу… Говорят, что дети наше будущее, но что скажешь об этих детях? Им не стать музыкантами, сапожниками, закройщиками. И я ясно представила себе, как весь этот шумный мир бородатых, озабоченных папаш , ворчливых бабушек, создательниц медовых пряников, “гусиных шеек”, мир свадебных обычаев, поговорок, субботних праздников уйдет навек в землю, а после войны жизнь снова зашумит, а нас не будет, мы исчезнем, как исчезли ацтеки… Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, ее никто не в силах убить. Витенька… Вот и последняя строчка маминого письма к тебе. Живи, живи, живи вечно…Мама”.

(на уроке можно показать объявления, которые развешивали по городу, где говорилось, что все евреи должны собираться в гетто).

Ученик в это время находит кадры фильма, где евреи идут по центральной части города с вещами, в зимней одежде, с больными стариками на руках, с повозками. И опять звучат строки из письма: “Я посмотрела – две толпы, евреи в пальто, шапках, женщины – в теплых платках, а вторая толпа на тротуаре одета по-летнему. Светлые кофточки, мужчины без пиджаков, некоторые в вышитых украинских рубахах. Мне показалось, что для евреев, идущих по улице, уже и солнце отказалось светить, они идут среди декабрьской ночной стужи…”

(фрагмент к/ф – евреи со своими семьями собираются в гетто, жизнь в гетто).

Выступления учащихся:

Символом беззакония и устрашения стала так называемая “Хрустальная ночь” (с 9 на 10 ноября 1938 года). Тогда по всей Германии нацисты сожгли, разрушили и разграбили тысячи синагог, еврейских школ и учреждений, магазинов и домов, принадлежащих евреям. Беснующиеся толпы людей воспринимали осколки разбитых витрин и окон домов, как хрустальный дождь. Отсюда и такое “ поэтическое” название символу варварства.

Ученик находит фрагмент из к/ф – момент расстрела. Ночью нацисты врываются в район гетто, и начинается расстрел мирно спящих евреев.

Слово учителя. - Напрашивается вопрос о том, почему современный режиссер Ст. Спилберг снял фильм черно – белый? Цветных моментов только два – один момент, когда по городу проходит маленькая девочка в красном пальто и прячется в пустом доме, и завершающий кадр фильма – евреи сегодня? (Ответы учащихся) - Слово учителя: Судьба народа складывается из судеб людей, судьба человека иллюстрирует историю народа. Следовательно, мы имеем право сказать – человек в истории. И назвать его имя… В романе Гроссмана есть такой эпизод, где описывается поезд, в котором везут евреев на истребление в лагеря, и автор показал истории этих людей с момента ареста вплоть до газовых печей

Ребята рассказывают о судьбах героев романа - Софье Левинтон, Давида, Наума Розенберга, Наташи (книга 1, гл.43 ).

В это время ученик находит кадры из фильма, где идет отбор рабочей силы, разделяют мужей от жен, отбирают детей от матерей. Машина увозит детей из лагеря. - В это время ученица передает слова В.Гроссмана: “ Но как передать чувство человека, разжимающего руку жены, и этот последний быстрый взгляд на милое лицо? Как жить, безжалостно вспоминая, что в миг молчаливого расставания глаза твои в какую-то долю секунды заморгали, чтобы прикрыть грубое радостное чувство сохраненного существования? Как утопить память о том, что жена сунула в руку узелок, где было обручальное кольцо, несколько кусков сахара, сухарь? Неужели можно существовать, видя, как с новой силой вспыхнуло зарево в небе-то горят руки, которые он целовал, глаза, радовавшиеся ему, волосы, чей запах он узнавал в темноте, то его дети, жена, мать? Разве можно в бараке просить себе место ближе к печке, подставлять миску под черпак, наливавший литр серой жижи, прилаживать оборвавшуюся подметку ботинка? Разве можно бить ломом, дышать, пить воду? А в ушах крик детей, вопль матери” (2 часть глава 46). - Слово учителя: - В последние годы войны нацисты пытались скрыть следы своих преступлений, они вскрывали захоронения и сжигали тела убитых евреев.

(рассказ ученика о бухгалтере Науме Розенберге – 1 книга, глава 44). “ В сорокалетнем мозгу Наума Розенберга совершалась привычная ему бухгалтерская работа. Он шел по дороге и считал: на позавчерашних сто десять –вчерашних шестьдесят один, на них шестьсот двенадцать за пятидневку, итого семьсот восемьдесят три… Жаль, что не вел учет мужчин, детей, женщин… Женщины горят легче…. Опытный бреннер по неразрытому холму может определить, сколько тел лежит в яме – пятьдесят, сто, двести… Бреннеры бросают лопаты, берутся за крючья, завязывают тряпками рты и носы… Здравствуйте, дедушка, опять вам пришлось посмотреть на солнце; какой вы тяжелый… Убитая мама и трое детей … не держись руками за маму, дитя, она никуда не уйдет… Пока бухгалтер Розенберг копает яму для себя и других бреннеров, он подсчитывает, последняя неделя – семьсот восемьдесят три, перед этим три декады в сумме дали четыре тысячи восемьсот двадцать шесть сожженных тел, общий итог – пять тысяч шестьсот девять сожженных тел …” - Слово учителя.

- Сколько же было истреблено людей еврейской национальности в годы войны? Ученики обращаются к статье в журнале “Огонек” (“Огонек”, 18-24 сентября, 2006 год, автор статьи “Яр и холод” Андрей Архангельский).

Выступления учащихся.

- 29 сентября – 65 лет трагедии киевского Бабьего Яра. В Яру не было печей, пользовались пулеметами. За два дня -29 30 сентября здесь было расстреляно 33 тысячи 771 человек. (Официальная цифра из немецких отчетов – вот она немецкая педантичность, которая вела учет волосам, золотым коронкам). Илья Левитас, президент Еврейского совета Украины, 40 лет своей жизни потратил на составление поименного списка погибших в Яру, сегодня издана уже 3 книга памяти – 18 тысяч фамилий. Семьи по 8-10 человек: старики, женщины, дети (молодые мужчины ушли на фронт). Самому старшему из них – 111 лет, самому младшему – несколько дней. Когда читаешь эту книгу, как будто читаешь Библию. Настолько имена этих людей схожи с библейскими именами: Хава, Рохла, Мина, Миля, Ицхок, Яша, Блувштейн, и другие имена. И вот у нас на руках есть уникальные снимки из фонда Памяти, где засняты страшные страницы истории.

Слово учителя:

- Оскар Шиндлер, герой фильма Ст. Спилберга, провел своих евреев через горнило лагерной жизни, спас их. 1945 год, май. Подписан пакт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Советские войска освобождают плененных евреев.

Ученик находит последние кадры фильма - фрагмент прощания Оскара Шиндлера с евреями. “Завтра вы будете искать остатки своих семей. В большинстве случаев вы их не найдете. После 6 лет истребления они будут оплакиваться во всем мире. Мы уцелели…”

(кадр из фильма – молитва в цеху на иврите)

Слово учителя. Вывод, который вытекает из нашей беседы, заключается в осознании необходимости формировать в исторической памяти ваших ровесников неравнодушное восприятие прошлого, уважительное отношение к людям любой национальности.

Читая роман Гроссмана, удивляясь прозорливости писателя и актуальности его книги в наши дни, находишь в ней нити, которые из прошлого протянулись к нашей действительности.

Критики пишут о том, что арест романа В.Гроссмана задержал встречу с читателем почти на 30 лет, но не только не устарел, но и стал для русского общества тем самым “яичком”, которое так дорого “ко Христову дню”. В романе много рассуждений о свободе человека, о добре и доброте человеческой. Автор дал нам художническое исследование генезиса понятий свободы и несвободы с категорическим выводом о том, что свобода – это основной принцип жизни человека. Природное стремление человека к свободе неистребимо, его можно подавить, но его нельзя уничтожить. В этом выводе свет нашего времени, свет будущего. А еще доброта человека. В романе есть герой, арестант Иконников. Он вел дневник. Его записи о доброте человеческой и о битве добра со злом могут быть добрым афоризмом в защиту человечества.

“Я закалил свою веру в аду. Моя вера вышла из кремационных печей, прошла через бетон газовен. Я увидел, что не человек бессилен в борьбе со злом, я увидел, что могучее зло бессильно в борьбе с человеком. В бессилии бессмысленной доброты тайна ее бессмертия. Она непобедима. Чем глупей, чем бессмысленней, чем беспомощней она, тем огромней она. Зло бессильно перед ней! Пророки, вероучители, реформаторы, лидеры, вожди бессильны перед ней. Она – слепая и немая любовь – смысл человека.

История людей не была битвой добра, стремящегося победить зло. История человека – это битва великого зла, стремящегося размолоть зернышко человечности. Но если и теперь человеческое не убито в человеке, то злу уже не одержать победы”.

Приложение