Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "В.Н. Хмельницкий. «Сказки - миниатюры»" (УМК "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


 

Тема: Виктор Наумович Хмельницкий «Сказки-миниатюры».

Цель:

Анализ сказок «Соловей и бабочка» и «Снег и скрипка».

Задачи:

1. Продолжить знакомство со сказкой-миниатюрой как одним из видов литературного жанра.
2. Обучать вдумчивому и выразительному прочтению произведения.
3. Учить размышлять над прочитанным, подмечать настроение автора.
4. Выявить идейно-художественный смысл произведения, показать, как автор учит нас видеть красоту в природе.
5. Воспитывать в детях чуткость и доброту.


Оборудование:

Стенд «Самое обыкновенное чудо», книжка-раскладушка со сказками детей, звуковая запись трели соловья, карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы, рисунки, иллюстрации, костюмы соловья и бабочки.

Ход урока.

I Оргмомент.

Пожелание успеха в совместной работе на уроке.

II Речевая разминка.

1. Чтение гласных. ( Протяжно, а затем отрывисто.)

а – о – у – ы – и

2. Чтение слогов, шёпотом, с вопросительной и побудительной интонацией

ра – ро –ру – ры – ри

ас – ос – ус – ис .

гра – гро – гру – гры – гри

ист – имт – игр – ест

3. Чтение стихотворения про себя, с логическим ударением, с удивлением, с восхищением. Индивидуальное и хоровое чтение

Чудо! Чудо! Чудеса!
Голубые небеса,
Чудо-речка, .
Чудо-сон –
Чудеса во всём!

III Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

- Назовите ключевое слово в стихотворении. (Чудо)

- Прочитайте (с доски) название учебного раздела. («Самое обыкновенное чудо»).
- Предположите, о чём мы будем читать? (О чудесах, которые обычно бывают в сказках)
- Прочитайте тему сегодняшнего урока. (Сказки-миниатюры В.Хмельницкого «Соловей и бабочка», «Снег и скрипка»).
- Назовите учебную задачу. (Читать, анализировать, упражняться в правильном и выразительном чтении и т.д.).
- В конце урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какое чудо помог нам увидеть
автор?».

- Надеюсь, что сегодня вы будете

Читатели

внимательные

думающие

Исследователи

IV Проверка домашнего задания.

В.Хмельницкий «Дождь в лесу»

1.Выразительное чтение сказки.

2. При помощи акварельных красок передать настроение героев в первой и во второй части сказки.

Дождь в лесу.

Все мокли под дождём. У сиреневой бабочки промокли крылья, зелёный кузнечик озяб и позеленел ещё больше, а волк стал гораздо громче стучать зубами.
И только кроту всё было нипочём: он предусмотрительно выкопал себе глубокую нору и теперь наслаждался уютом, прислушиваясь к стуку капель по крыше.
Вдруг в лесу появились лягушки!
Они прыгали из одной лужи в другую и радостно квакали.
- Как хорошо – ах! – квакали лягушки. – Как прекрасно – ох! Как интересно – ух! Как здорово – бух!
Лягушачье веселье оказалось так заразительно, что вскоре все обитатели леса прыгали по лужам и смеялись.
А громче всех – волк!
Всем было весело, И только крот грустно прислушивался к стуку капель по крыше…

- Обратимся сначала к произведению, которое вам было задано на дом.

- Название? Автор? Жанр? Герои?

- Сколько частей мы выделили в сказке? (Две).

- Какие?

- Какое настроение соответствует первой части? (Грусть).

- Второй? (Радость).

- Почему грустно бабочке, кузнечику и волку?

- Кто смог всех развеселить?

- Прочитайте выразительно. Покажите смену настроения героев.

- Оцените чтение своих одноклассников,.используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев. (Взаимооценка).

- Мы показали смену настроения героев соответствующей интонацией при чтении.

Теперь рассмотрим, как вы передали настроение героев при помощи цвета. (Рассматривание выставки рисунков учащихся)

- Какие цвета использовали? Почему? (Тёмные тона – до появления лягушки. Светлые - с момента появления лягушки. Многие дети на своих рисунках чёрной точкой показали настроение крота – оно не изменилось, так и осталось грустным.)

- Изучая произведения по разделу «Самое обыкновенное чудо», мы называли предметы и звуки, помогающие людям быть внимательными и чуткими ко всему, что их окружает. Таким стали розовый слон, роза. солнце и туча.

- Какое чудо помог увидеть нам автор сказки «Дождь в лесу» В.Хмельницкий? (Лягушки, звук дождя.)

Физкультурная пауза.

V Работа над сказкой «Соловей и бабочка».

Соловей и бабочка.

Все спали, и только соловей пел…
- Для кого ты стараешься? – спросила у соловья бабочка. – Ведь тебя никто не слышит.
- А ты? Я пою для тебя! – улыбнулся соловей.
С тех пор появились ночные бабочки.

1. Беседа до чтения.

- Представьте, что дождь в лесу закончился. А что дальше? Что бы вы увидели? Какие звуки услышали?

(Ответы детей. В т.ч. и голоса птиц.)

- Наступает поздний вечер. Все засыпают. Вдруг раздаётся песня чародея леса - соловья. Послушайте его песню.

(Дети слушают звуковую запись.)

- Для кого пел соловей? Предположите.

2. Инсценировка сказки В.Хмельницкого «Соловей и бабочка»

- Узнать, для кого ещё пел соловей, нам поможет сказка В.Хмельницкого «Соловей и бабочка». Сейчас мы посмотрим спектакль по этой сказке. Приглашаю актёров на на импровизированную сцену.

(Инсценировка).

- Для кого же пел соловей?

3.Словарная работа.

-Прочитаем трудные слова:

ста-ра-ешь-ся

у-лыб-нул-ся

по-я-ви-лись

стараешься

улыбнулся

появились

4. Самостоятельное чтение сказки.

- Прочитайте сказку. Подготовьтесь к чтению вслух.

5. Чтение сказки вслух.

- Как вы понимаете последнее предложение?

6. Выборочное чтение.

- О чём спрашивает бабочка?
- Что ответил соловей?

7.Подготовка к выразительному чтению.

(Работа в малых группах.)

- Прочитайте друг другу.
- Оцените чтение.

(Взаимооценка.)

8. Выразительное чтение произведения.

(Взаимооценка).

9. Чтение в лицах.

(Как один из вариантов: девочки читают за бабочку, мальчики - за соловья).

10.Обобщение.

- Найдите предложение, в котором автор выразил главную мысль.
- Какое чудо помог нам открыть автор?
- Какие предметы мы поместим на стенде «Самое обыкновенное чудо?»

(Соловей, бабочка, трель соловья).

Физкультурная пауза. Гимнастика для глаз.

VI Работа над сказкой – миниатюрой «Снег и скрипка».

1. Беседа до чтения.

- А сейчас я хочу предложить вам ещё одну сказку В.Хмельницкого. (с.133)
- Название?
- Предположите, о чём она?
- Давайте проверим ваши предположения.

2. Чтение сказки учителем.

Снег и скрипка.

Снег беззвучно опускался на дома и деревья. Снег садился на открытые форточки – как воробей, только не чирикал. Сидя на форточке, снег болтал ногами, а так как спинки у форточки не было, часто падал вниз… хватаясь за воздух растопыренными снежинками.
И вот однажды, когда снег привычно сидел на форточке, до него донеслись звуки скрипки. Нельзя сказать, что он не слышал их раньше, но сейчас… «Ах, как чудесно! –подумал снег. – Если бы я тоже так умел!» И он стал учиться… Это пока снег только скрипит.

(Чтение второго абзаца сопровождается исполнением на скрипке отрывка из произведения А.Вивальди «Зима». Исполнитель – учитель школы Бачурина Г.Н.)

-Поделитесь впечатлениями, ребята.

3. Словарная работа.

(Чтение трудных слов сначала по слогам, а затем целым словом.)

без-звуч-но

фор-точ-ка

рас-то-пы-рен-ны-ми

беззвучно

форточка

растопыренными


4. Чтение сказки вслух по абзацам.

- Что значит «беззвучно» спускался?
- С кем сравнивается снег?
- Почему звуки скрипки, которые он и раньше слышал, в этот раз запали ему в душу?
- Что же решил снег?
- Почему снег скрипит? (Снежинки – это кристаллы. Они ломаются под тяжестью. Их много. И поэтому слышен скрип снега.)
- Какое объяснение вам нравится больше?

5. Создание мультфильма.

(Работа в группах)

- Представьте, что вам поручили создать мультфильм по сказке «Снег и скрипка». Какой он будет: рисованный, кукольный или пластилиновый? Почему?
- Какое звуковое сопровождение выберем? (Скрипка).

6. Придумывание продолжения сказки.

- Прочитайте последнее предложение. («Это пока снег только скрипит»)
- Что могло быть дальше? Придумайте.

7. Обобщение.

- В каких предметах и звуках автор помог увидеть нам чудо? (Снег, звуки скрипки.)

VII Работа после чтения сказок.

1. Конкурс «Самый интересный вопрос».

(Дифференцированная работа для трёх групп учащихся.)

2. Обобщение.

- Что означает сказка – миниатюра?
- Чему учат произведения?
- Каким человеком представляется вам автор В.Н.Хмельницкий? (Сведения об авторе.)
- Какое чудо помог открыть нам автор?
- Для чего он постарался открыть нам чудо? (Его миниатюры заставляют по – другому смотреть на привычные вещи, слышать музыку каждого дня, верить в обыкновенное чудо.)
- Читая произведения в разделе «Самое обыкновенное чудо», так хочется, чтобы люди не проходили мимо прекрасного, чтобы чаще смотрели на звёзды, как Карлсон, слышали ночные трели соловья и были бы щедрыми, как солнце.

VIII Домашнее задание.

(На выбор.)

1.Подготовить выразительное чтение сказок.
2. Найти и прочитать другие сказки В.Хмельницкого.
3.Нарисовать иллюстрации к понравившейся сказке.
4.Выучить наизусть одну из сказок.

Самооценка.

- Какими вы были читателями? Оцените себя.

(В качестве обратной связи используются красные, зелёные и жёлтые карточки – сигналы. Критерии самооценки: «Очень хорошо», «Хорошо», «Старался, но не всё получилось».)

- Молодцы, ребята! Вы работали очень хорошо, и были по- настоящему внимательными и думающими читателями. Желаю вам успеха!