Информационные технологии на уроках окружающего мира в 4-м классе по теме "Ломоносов Михаил Васильевич"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цель. Способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, развивать кругозор, умение делать выводы, коммуникативные способности.

Наглядность.

Ход урока.

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Об ученом все узнать.

Подготовка к усвоению нового материала.

Игра. Проверь свое внимание!

По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью.

ЛМНСВ ДНСКЙ НВСКЙ ПТР

Какое из этих слов лишнее? Почему? Кем был Ломоносов?

Кто запомнил последнюю строчку стихотворения?

Петр Первый дал такой сильный толчок развитию русского народа, что даже частые придворные перевороты, последовавшие после его смерти, не могли остановить прогресс. Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее и сильнее. Образованные и ученые люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова, который будучи крестьянином, стал величайшим русским ученым поэтом.

(Портрет М. В. Ломоносова) Кто же это такой? Какой была его жизнь?

1.Детство Михаила Васильевича Ломоносова.

Родился он в 1711 году в деревне Мишанинской Архангельской губернии.

В кадре вы видите деревню Мишанинскую и место, где стоял дом Ломоносовых.

Отец Василий Дорофеевич Ломоносов имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый, первым из того края построил и оснастил по - европейски на реке Двине -ГАЛИОТ - парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей.

Мать Елена Ивановна умерла очень рано. По некоторым данным: отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги, как тогда называли “зуйка”. Поездки с отцом закалили Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями.

В 11-12 лет начал постигать грамоту по “Арифметике” Магницкого и “Грамматике” Смотрицкого. Узнавать новое из книг ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.

(Юноша Ломоносов за книгой). Мачехе (неродной матери) не нравилось, что он сидит постоянно за книгами И поэтому он читал в уединенных местах, терпел стужу и холод.

2.Годы учебы.

В декабре 1730 года Михайло, имевший максимально возможное для тех мест образование, с рыбным обозом отправился в Москву.

В январе 1731 года поступил в Славяно–греко-латинскую академию, начав учиться в младшем классе, так как не знал латинского языка. В течение первого года обучения он в совершенстве усвоил материал трех классов, и в декабре1731 года был переведен в 4 класс. Всего классов было 8, и закончил он Академию в 1735 году. Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день:

1 копейка - на хлеб;

1 копейка - на квас;

1копейка – на обувь, одежду и все остальное.

Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды.

3.В Петербурге.

В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников Михаила Ломоносова отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук.

Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в 1736 году трех лучших учеников академии направили на обучение в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела.

4.Возвращение в Россию.

В Россию вернулся в 1741 году сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской академии наук в 1742 году адъюнктом физики – это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории. В 1745 году получил звание профессора химии.

Сообщения учащихся об основных научных открытиях Михаила Васильевича Ломоносова.

1.Открытия в области литературы, поэзии:

а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”;

б) выпустил “Риторику”;

в) в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.

Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде…

2.Открытия в области физики:

а) открыл закон сохранения материи;

б) сконструировал термометр;

в)изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений

3. Открытия в области химии:

а) открыл первую в России химическую лабораторию;

б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;

в) разработал принципы новой науки “Физической химии”.

4. Открытия в области астрономии:

а) открыл атмосферу на Венере;

б) построил телескоп.

5. Открытия в области географии:

а) составил “Полярную карту”;

б) разработал приборы для морского кораблевождения;

в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.

6. Открытия в области геологии:

а) теория о возникновении металлов и минералов;

б) “ О причине землетрясений”.

7. Открытия в области истории:

а) закончен 1-ый том Российской истории.

б) составил “Краткий летописец с родословием”.

8. Ломоносов – просветитель:

а) написал статью о должности журналистов;

б) составил проект учреждения Московского университета;

в) получил в заведование академическую гимназию и академический университет.

9. Ломоносов – художник:

а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;

б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”;

в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.

Итак, в каких областях знаний Ломоносовым были сделаны открытия?

За высочайшие заслуги М. В. Ломоносова перед Россией учреждена золотая медаль им .М. В. Ломоносова, которая вручается российским или иностранным ученым за выдающиеся научные работы.

Первичная проверка.

  1. Что вам особенно запомнилось из жизни Ломоносова?
  2. Как вы думаете, что позволило Михаилу Васильевичу
  3. Ломоносову сделать так много величайших открытий?

Закрепление материала.

Прочитать статью стр. 101 – 104 очень внимательно. Представьте, что вы кинорежиссеры. Что бы вы изменили в презентации о жизни М.В Ломоносова?

Работа в группах. Восстановить деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове.

  1. Возвращение в Россию.
  2. Учеба за границей.
  3. Детские и юношеские годы.
  4. Учеба в Славяно –греко – латинской академии.
  5. В Петербургской академии наук.
  6. Учеба в Петербургской академии.

Проверка выполнения работы. Выступления от каждой группы.

Подведение итогов.

  1. Что для вас было самым интересным на уроке?
  2. О чем захотелось еще узнать?
  3. Что было трудным?
  4. Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок?

Выставьте себе оценку за работу на уроке.

Контроль. А сейчас проверим, какая у вас память. Перед вами тест о М. В Ломоносове. Попробуйте выполнить его не на оценку, а для проверки памяти.

Домашнее задание. Кому трудно было выполнить этот тест, тот повторяет материал на стр. 101 -104. Остальным задание:

узнать, чему учат студентов в Московском Государственном Университете им.М.В.Ломоносова или подготовить рассказ об одном из современников Ломоносова.