КВН по русскому языку в 4-м классе "Его Величество – Имя Существительное"

Разделы: Внеклассная работа


Цели.

  1. Способствовать привитию интереса к изучению русского языка.
  2. Учить видеть связи русского языка и понимать его роль в жизни.

Оборудование:

  1. плакат с названием игры,
  2. карточки с заданиями, ребусами,
  3. задания капитанам.

Ход игры.

Ведущий.

Любит КВН наш класс,
Я объявляю заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри,
Путь к победе труден, что ни говори.

1 ученик.

Грамматика, грамматика-
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

2 ученик.

Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравишь.

3 ученик.

Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!

4 ученик.

Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика
Осилю понемногу я!

Ведущий. Призовой фонд нашей игры: шоколад разного размера.

Спонсоры программы – наши родители.

Члены нашего жюри______________________

В КВН участвуют две команды:

  • команда “Друзья” 4 “В” класса и
  • команда “Слово” 4 “Б” класса.

Приветствие команды “Слово”.

Победы, а не поражения
Мы вам желаем “ДРУЗЬЯ”!

Приветствие жюри:

ВАМ и слава, и почет,
А мы любим точный счет.

Приветствие команды “Друзья”. Наша команда называется “Друзья”, это команда:“Д” -дружных, “Р”-работоспособных, “У”-умелых, “З”-затейников, “ь”-изучающих, “Я”- явление имен существительных.

Ведущий. Да, действительно наш КВН сегодня посвящен Его Величеству- Имени Существительному.

Ученик.

Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики.
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники!
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло на все ответить
Имя существительное!

Разминка для команд.

Разминку мы проведем в виде теста, в котором нужно указать цифру, обозначающую правильный ответ. Каждый член команды отвечает на один вопрос и передает лист следующему.

1. Имя существительное обозначает:

  1. признаки и отвечает на вопрос что?
  2. предметы и отвечает на вопрос что делает?
  3. предмет и отвечает на вопросы кто? что?

2. Существительное изменяется:

  1. по числам и родам,
  2. по числам и вопросам,
  3. по числам, вопросам и родам.

3. Склонением называется:

  1. изменение по вопросам,
  2. изменение по числам,
  3. по числам, вопросам и родам.

4. К 1 склонению относятся:

  1. все существительные женского рода,
  2. все существительные мужского и женского рода,
  3. все существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, -я.

5. Ко 2 склонению относятся имена существительные:

  1. мужского рода,
  2. женского и мужского рода без окончаний,
  3. среднего рода с окончаниями –о,-е и мужского рода без окончаний.

6. К 3 склонению относятся имена существительные:

  1. мужского рода без окончаний,
  2. женского рода без окончаний,
  3. женского и мужского рода без окончаний.

7. В предложном падеже имеют окончание –е:

  1. существительные 1,2,3 склонения,
  2. существительные 1 и 2 склонения,
  3. существительные 2 и 3 склонения.

Пока жюри оценивает работы, команда “Слово” рассказывает стихи о падежах.

Г.Граубин “Ленительный падеж”

Спросили Лежебокина:
-А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты.
Не любишь падежи.
Давным-давно все школьники
Их знают назубок,
Их за два года выучить
Один лишь ты не смог.
Ответил он рассерженно:
-В том не моя вина,
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем- нибудь
С другими не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой – нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
-Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, простительный.

Ученик.

Воскликнул Именительный
-Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познает!
-ТОГО,- сказал Родительный,-
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
-ТОМУ,- ответил Дательный-
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
-ТОГО,- сказал Винительный,-
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
-С ТЕМ,- заявил Творительный,-
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
-О ТОМ,- сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

Следующий конкурс- это Конкурс Капитанов.

Вам нужно определить падежи существительного “ЛИСТ” в стихотворении Ю.Карасева “Приключения зеленого листа”

Ю.Карасев “Приключения зеленого листа”

Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зеленого листа.
Ветер нес его и нес.
Бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес.
Шмыг - к зеленому листу!
Лапой хвать зеленый лист,
Дескать, поиграем.
“Не хочу”,-парашютист
Головой качает…
Ветер вновь с листом зеленым
Закружил над старым кленом,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал…
Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе зеленом.

Пока Капитаны команд выполняют задание - Конкурс болельщиков.

1.Что бы это значило?

  • Т М Л О С Е А
  • 7 3 5 4 1 6 2
  •  Р А О В К О Р К С И А К
  • 3 6 2 5 1 4 2 5 4 6 3 1
  • О К Б О К Л О О Р С К О А
  • 4 7 5 2 1 3 6 4 3 1 5 2 6

Подведение итогов конкурсов.

Конкурсы команд.

Конкурсы команд.

1. Помогите спастись потерпевшим кораблекрушение.

Для этого нужно в текст, размытый морской водой, вставить недостающие слова.

Дополнительный лист 1.

Из моря выловлена бутылка, а в ней письмо от отважного капитана.

SOS!!! С нашим ... случилось ... . Мы сели на ... . В ... образовалась огромная ... . Некоторых ... охватила ..., но я сказал, что нас непременно ждёт ... . Надо только написать ... и бросить в .. . И ... обязательно придёт! Отважные ..., выловившие наше ..., спасите!

К сожалению, соль разъела чернила. Команда будет спасена, если вы правильно вставите недостающие слова – имена существительные: море, мель, несчастье, паника, борт, корабль, письмо, пробоина, спасение, мореплаватели.(Определите склонение имён существительных).

2. Конкурс “По щучьему велению”.

В этом конкурсе нужно неодушевленные имена существительные превратить в одушевленные

Дополнительный лист 2.

  • cила-
  • труба-
  • цирк-
  • гора-
  • кавказ
  • защита-
  • библиотека-
  • Москва-
  • баян-
  • разведка-
  • виноград-

3. Конкурс “ Семь раз примерь…”

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Поставить существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Банан-………………………..

Басня-……………………….

Сапог-……………………….

Ясли-………………………..

Яблоня-……………………..

Музыкальная пауза.

4. Конкурс "Перекрёсток"

Вставить в сетку слова – имена существительные.

о       о
  о   о  
    о    
  о   о  
о       о
  1. тяжелый металл
  2. хищная птица
  3. часть дерева
  4. наводнение
  5. водоем

5.Заключительный конкурс

“Сочини стихотворение по данным словам- рифмам”.

Урок.

падежи
подскажи

изучаю
скучаю

не спешу
пишу

тетрадь
пять

Подведение итогов КВН. Награждение. Слово для подведения итогов предоставляется …

 ответы к заданиям КВН. (см. Приложение)