Урок-соревнование "Блюда русской кухни"

Разделы: Технология


Цель: ознакомить учащихся с разнообразными блюдами русской кулинарии, формировать устойчивый интерес к народным традициям, истории и культуре своего народа, научить приготовлению некоторых блюд русской кухни, воспитывать бережное отношение к продуктам питания, привить навыки работы в коллективе.

 Ход урока:

Ведущий: Известный французский исследователь, автор книги “Философия вкуса” Брилья-Саварен однажды заметил, что “судьба наций зависит от того, как они питаются”. Возможно, этот афоризм и страдает некоторым преувеличением роли пищи, но одно бесспорно – питание всегда было, есть и будет важнейшей стороной бытия человека. Не случайно еще древние греки десятой музой, без которой они не мыслили своего существования, выбрали богиню, покровительствующую искусству приготовления пищи, - Кулину.

В том, что и как мы едим, ярко проявляются характерные черты бытового уклада жизни многих поколений наших предков. Еда и все, что с ней связано, - неотъемлемая часть материальной культуры любого народа. Русский народ также вписал в мировую кулинарную книгу сотни рецептов прекрасных кушаний, оставил нам в наследство замечательные традиции стола, в основе которых лежит бережное, уважительное отношение к продуктам питания. Мы можем по праву гордиться этой стороной своей культуры

Говорят ли что-нибудь многим из нас такие слова, как ботвинья, сбитень, кулага, тельное? Скорее всего, нет. Где-то что-то слышали, встречали упоминание в художественной литературе, вот, пожалуй, и все. А ведь это лишь некоторые из многих кушаний, в прошлом прочно занимавших место на русском столе. Сегодня они забыты нашими хозяйками, как, впрочем, и сотни других. А жаль.

Проходят годы, десятилетия, века, унося с собой многое. Меняются продукты питания, совершенствуется кухонная техника. А в бездонных кладовых русской национальной кухни хранятся настоящие сокровища, и отказаться от них было бы огромной ошибкой. Многие, очень многие кушанья прошлого могут стать украшением нашего стола, сделать современное меню более разнообразным и здоровым.

Итак, мы начинаем наш урок – соревнование “Блюда русской кухни”.

Для наблюдения и оценивания соревнования предлагаю выбрать жюри. Конкурсы оцениваются по 5-и бальной системе.

 1 конкурс. Приветствие.

Капитаны представляют свои команды . Жюри учитывает название команды, девиз, эмблемы, оформление приветствий.

 2 конкурс. Практическая работа.

Обеим командам было дано задание – приготовить русские блюда по выбору.

8 “А” - блины, 8”Б” - кашу. Для выполнения практического задания провожаем юных кулинаров на кухню. Время у них – 25 – 30 минут. По окончании работы они представят членам жюри свои блюда и расскажут об их приготовлении.

 3 конкурс. Разминка.

Каждой команде будут заданы по 3 вопроса. Жюри при выставлении баллов учитывает правильный ответ, полноту и четкость формулирования ответа, дополнительные сведения по данному вопросу.

Вопросы 1 команде:

1.Как раньше в русской кухне называли жидкие блюда? (Хлебово, варево, похлебка, уха, калья. Слово суп вошло в русский лексикон в эпоху Петра 1)

2. Что входит в состав Гурьевской каши? (Каша названа в честь министра финансов Д. Гурьева.. Изобрел ее его повар – Захар Кузьмин. Состав: манная крупа, молоко, орехи ил цукаты, сахар, соль, масло, яйца, ванилин)

3. Что такое “кислые щи”? (кислые щи – это очень острый и сильно газированный напиток типа кваса.)

4.Перечислите русские национальные напитки. (Рассолы, морсы, квасы, меды, лесные чаи, сбитни).

5.При каком русском правителе в Росси попытались распространить картофель? (Еще Петр 1 прислал в Россию первую партию картофеля с наказом разослать по всем губерниям для выращивания, но в то время картофель не прижился на Руссой земле. Даже в начале 19 века картофель был еще мало известен кулинарам России)

 Вопросы 2 команде:

1.Какие вы знаете названия русских холодных супов?( Окрошка, борщ холодный, щи зеленые, ботвинья, холодник, свекольник)

2.Что такое “расстегаи”? (Расстегаи – это пирожки с различными начинками, у которых сверху имеется специальное отверстие – от слова “расстегивать”)

3. Из какого мяса готовят котлеты Пожарские? ( Названия котлет произошло от фамилии трактирщика, у которого однажды остановился император Александр 1. Вместо котлет из телятины он сделал их из куриного мяса, придав им схожесть с телячьими, чем угодил царю)

4. В каком веке в России появился чай? (Чай появился в России в 17 веке, во времена правления государя Михаила Федоровича)

5.Какому овощу в древней Руси (до картофеля) дали название “второй хлеб”? (Этот овощ – репа или брюква).

 4 конкурс. Домашнее задание: рассказ о традиционном русском блюде.

1 команда – о блинах,

2 команда - о кашах.

 5 конкурс. Вопросы команд друг другу.

 При выставлении оценок жюри учитывает правильность формулирования вопроса, его актуальность, полноту ответа, добавление исторических сведений.

 6 конкурс. Домашнее задание: рассказ о традиционных русских напитках.

1 команда - о квасе,

2 команда - о сбитне.

 7 конкурс. Конкурс капитанов команд.

 Вопрос для капитанов команд:

- Перечислите названия русских пирогов с начинками.

Конкурс проводится в письменном виде.

Жюри выставляет за каждый правильный ответ по 1 баллу.

Подведение итогов конкурса – практического задания.

В течение всей игры жюри регулярно подводит итоги конкурсов (объявляет результаты за конкурс и общий итог игры).