Мастер-класс как одна из форм презентации профессиональной деятельности педагога

Разделы: Общепедагогические технологии


В Центре детского творчества №3 г. Красноярска педагоги все чаще предпочитают презентовать свою профессиональную деятельность в форме мастер-классов. Практика проведения последних позволяет педагогам представлять свои авторские подходы к реализации учебно-воспитательного процесса. В ходе мастер-классов каждому разработчику предоставляется возможность обратиться к сущности преподаваемой дисциплины, провести рефлексию и увидеть те основания, которые определили целостный замысел и особенности организации профессиональной деятельности.

При разработке технологии проведения мастер-класса мы исходили из его определения, данного М. М. Поташником, который характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у МАСТЕРА. То есть мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле – путем прямого и комментированного показа приемов работы. Очень важно соблюдать принципы построения мастер-класса, так как от этого зависит очень многое, и в первую очередь – сам процесс, хотя результат важен не менее. Итак, каковы же принципы?

  • Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников;
  • Равенство всех его присутствующих, мастер не должен быть “над”;
  • Сравнение результатов без духа соревновательности;
  • Заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь;
  • Сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Мастер-класс – это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе. Главное в технологии проведения мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми “изюминками”).

Задачи мастер-класса:

1) Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов;

2) Демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды;

3) Разработка авторской модели уроков (занятий) в режиме демонстрируемой педагогической технологии.

Модель проведения мастер-класса может быть примерно такой:

Модель проведения мастер-класса

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

  1. Подготовительно-организационный:
  2. Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия-прием “Камертон”), объявление темы.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

  • Основная часть.
  • Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование- представление выполненных работ.

  • Заключительное слово.
  • Анализ ситуации по критериям:
    -овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;
    - развитие способности к рефлексии;
    -развитие коммуникативной культуры.

Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.

РОЖДЕНИЕ ТАНЦА …ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Ответу на этот вопрос и посвящен подготовленный и проведенный Олегом Анатольевичем Пуртовым, педагогом высшей квалификационной категории, мастер-класс на тему “РОЖДЕНИЕ ТАНЦА”, ставший для участников мастер-класса настоящим откровением.

Дидактическая цель при проведении мастер-класса обозначена как создание условий для систематизации, осмысления и осознания блока учебной информации по заявленной теме. Четко прослеживается и триединая цель:

- образовательный аспект: обучение детей основам хореографии;

- развивающий аспект: приобщать воспитанников к многообразной деятельности с выходом на конкретный продукт, развивать художественное воображение, ассоциативную память;

- воспитательный аспект: воспитывать общественно активную творческую личность, готовую и способную приумножить культуру.

От ступени к ступени вел мастер детей, чтобы произошло это поистине маленькое ЧУДО, свершившееся на глазах самих детей, участников этого чуда, педагогов, создавших его, членов жюри, гостей, присутствующих на занятии Олега Анатольевича. Более щедрого подарка в рамках мастер-класса трудно себе представить.

Итак, рождение танца! Какое удивительное ЗРЕЛИЩЕ – исполнение хореографическим коллективом двух танцев: “Бусы в подарок” и “Ритмы Кавказа”. Мы можем только предполагать, какая титаническая работа было проведена, чтобы зрителям передать характер первого и столь противоположного по драматургии танца второго.

Мелкий рисунок, звездочки, бусинки, кружочки и соответствующая музыка, связанная с образом бус, с искусным узором и вязью, платья-фонарики на грациозных исполнительницах, и мы понимаем и ассоциируем в своем сознании, что подарок готов. Он удивителен, так как слишком юные мастерицы своими необыкновенным старанием и терпением, при таком же усердии и профессионализме педагога “вязали” эту подарочную нить. Вряд ли найдется кто-то, кто не захотел бы получить ее в ПОДАРОК к ТОРЖЕСТВУ?!

И вдруг резкая, прерывисто - ритмичная музыка меняет наше настроение: перед нами воительницы, рассказывающие своим танцем о гордом кавказском народе, о его традициях, уходящих глубоко в историю. Резкие движения, ломаные линии, острые диагонали – все это внутренняя драматургия танца. Сюжет налицо: ему подчинено в танце все: экспозиция, завязка, развертывание действия, кульминация и развязка. Возглас “асса”, звучавший дважды, объединяет танцующих, вселяет уверенность, что ритмы Кавказа, пока на Земле есть жизнь, будут звучать и будет кому исполнять эти ритмы.

Олег Анатольевич сумел через хореографическое искусство показать, что даже если не ставить задачей сделать кому-то приятное, оно сделано танцем, музыкой, многовековой историей народа, его сердцем и душой.

Рефлексия, проведенная после мастер-класса, отзывы участников (благожелательные, прозвучавшие профессионально) – лучшее подтверждение, что педагог – специалист своего дела, настоящий мастер, у которого есть чему учиться.

Мастер-класс “Через тернии к звездам”

Сало Татьяны Валентиновны, педагога высшей квалификационной категории, переносит нас на другие планеты. Знать, уметь, действовать - отличительная особенность всего хода занятия этого педагога, инженера по образованию, руководителя кружка “Все гениальное просто”. В доступной форме была дана технология изготовления ракет, учитывались оригинальность, аккуратность и дизайн их изготовления. Все участники - старшие и младшие - совместными усилиями произвели сборку ракет, осуществили их запуск. Осталось ждать главного - мягкой посадки ракет “В. В. Путин”, “Дружба – 2” на планеты Марс и Галактион. И это произошло: на фоне космической музыки звучит голос диктора о благополучном завершении полета ракет. Интрига, сохраняющаяся до конца занятия, держала в напряжении всех участников мастер-класса. Работа закончена, а земляне прощались с гостями за праздничным ужином. Запеченная картошка “Черная дыра” и напиток “Млечный путь” по-космически и по-землянски были откушаны с удовольствием! Мастерство Татьяны Валентиновны раскрывалось на каждом этапе мастер-класса: будь то приветствие или викторина о космосе, выставка литературы или образцов ракет, уже облетевших весь коридор (именно здесь находится испытательный полигон) лицея №11, на базе которого работает педагог Центра, и мн. другое. Что же педагог? Просто молодец! Организовав самостоятельную групповую и индивидуальную работу учащихся, провела конкурс на лучшую ракету по: дизайну, дальности полета, точности посадки. Татьяна Валентиновна научила детей применению учебного материала на практике, создала условия для оценки деятельности на занятии каждого.

Мастер-класс “Наскальные росписи первобытных мастеров”

Валентины Борисовны Болдушевской, педагога высшей квалификационной категории художественно-прикладного отдела, пополнил копилку еще одним из них. От вступления, что “Наскальная живопись – искусство древнекаменного века, когда наши предки, не умевшие ни писать, ни читать, создавали тем не менее подлинные произведения искусства. Первобытные художники очень верно передавали фигуры животных, их движения и повадки. Рисунки древних были сделаны углем и красной охрой, добывавшейся из земли…”, педагог, используя знания глоссария, логически переходит к постановке цели мастер-класса – пробудить интерес к истории искусства первобытных мастеров. Средствами для реализации поставленной цели служат: оборудованный кабинет в соответствии с требованиями, аудио-видеоматериалы, наглядные пособия (альбомы, иллюстрации, таблицы, муляжи, схемы), дидактический материал, что способствует оптимизации образовательного процесса. Атмосфера эмоциональной увлеченности, естественной радости, созданная В. Б. Болдушевской на занятии, вызывала живой интерес участников к наскальной живописи. Просмотренный фильм “Всемирная история живописи” оказался целесообразным и уместным, так как расширил кругозор педагогов, помог им проявить фантазию и творчество. Болдушевская В. Б. построила мастер-класс по законам искусства, так как, по убеждению педагога, только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром и с удивительным миром искусства.. Первые шаги в искусстве – это первые шаги на пути к себе, к своим творческим возможностям, это первые опыты участников мастер-класса в своих творческих работах по наскальным росписям. “Было ли искусство первобытных мастеров примитивным, насколько сложна техника наскальной живописи, каково к ней отношение сегодня?” - вот вопросы, на которые необходимо было ответить собравшимся не только теоретически, но и практически, подтверждая знаниями, приобретенными в ходе занятия при изготовлении монотипии, используя дидактический материал и творческую фантазию. Первобытные мастера покрывали свои рисунки органическими красками, сегодня для этой цели предназначены: акварель или гуашь, сухие материалы (сангина, уголь, пастель), что и использовали участники мастер-класса. Педагог шаг за шагом объясняет, что такое европейский и китайский композиционные центры, в чем их отличие, сопровождая объяснение детскими рисунками. Адресное методическое сопровождение на протяжении всего мастер-класса высоко профессионально, что и подтвердила выставка работ, выполненных участниками, узнавшими новые варианты использования техники монотипии и воплотившими их в своих работах, подтвердив тем самым, что техника наскальной живописи достойна внимания и заслуживает дальнейшего изучения.

Мастер-классе “Золото осени в пластилине”

Проведение мастер-класса, как одной из новых форм деятельности О. В. Новиковой, позволило заглянуть на ее “педагогическую кухню”. Как известно, что человек усваивает 90 % того, что делает сам. Именно последний фактор явился определяющим в выборе формы. Само начало данного занятия, явившееся камертоном, - это знакомство с выставками: детских работ, выполненных в технике пластилина, и авторских работ в разных техниках живописи, звучащая музыка из “Времен года” П. И. Чайковского, безусловно, настроило участников на творческий поиск в решении предложенной темы. История пластилина, его модификация, окраска и другие свойства – все это только расширяет кругозор присутствующих, нисколько их не отвлекая от того главного, ради чего они приглашены. Золото и пластилин, осень и ее мотивы, дизайн и предложенная фактура материала, плоскость картины и образцы- заготовки из пластилина, и Ольга Васильевна – сама творец, ведущая участников мастер-класса к воплощению замысла. Педагог построила процесс обучения как творческий поиск, предоставив возможность присутствующим занять позицию не просто слушателей и исполнителей, репродуктирующих деятельность педагога, а самим искать решение, развивая свои познавательные и личностные способности. Более того – Ольга Васильевна – партнер-помощник в освоении, расширении участниками переживаемого опыта. Достоинством педагога является тот факт, что она вся в процессе рождения полотен у коллег, присутствующих на занятии. Заинтересованное внимание, спокойное восприятие возможных ошибок, деликатное безоценочное принятие работ, выполненных участниками, - все это способствовало тому, что весь ход мастер-класса помог пробудить творческое воображение у присутствующих педагогов: работы получились интересными, несмотря на то, что в этой технике никто из них ранее никогда серьезно не работал. И хотя задание носило конкретный характер – воплотить золото осени в пластилине, итогом явились совершенно различные подходы к теме и замыслы воплощения. Золото осени получилось самой разной пробы: от цвета застывшей янтарной смолы, бледно-желтых одуванчиков, коричневых прожилок рудбекии, солнечности подсолнуха, насыщенности окраски лимона, поздней осени хурмы и холода Луны.

Таким образом, на наш взгляд, подготовка и проведение мастер-классов являются хорошей школой повышения профессионального мастерства, а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству, содействуют раскрытию личного потенциала и роста мастерства. Педагоги могут шире использовать данную форму на встречах с родителями (родительских собраниях), на Дне открытых дверей, при проведении итоговых занятий и т.д.