Структура методической службы инновационного образовательного учреждения

Разделы: Администрирование школы


Методическая работа в образовательном учреждении – это комплекс мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта; направленный на всестороннее повышение компетенции и профессионального мастерства педагогов.

Наша школа с 2002 года работает в режиме эксперимента. Первая экспериментальная площадка работала над темой “Психолого–педагогические условия становления индивидуальности в адаптивной многопрофильной школе”.

Результаты этого эксперимента и необходимость перехода старшей ступени школы на профильное обучение помогли определить тему работы новой опытно-экспериментальной площадки: “Становление индивидуальности учащихся адаптивной профильной школы в процессе подготовки к выбору профессионального образования и карьеры”.

Процесс обновления школьного образования, вовлечение нашего учебного учреждения в экспериментальную работу потребовал от нас не только определённых управленческих действий, обновления содержания образования, но и некоторой реконструкции системы методической работы с кадрами.

В условиях эксперимента методическая работа должна быть ориентирована в первую очередь на раскрытие творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом, на создание условий для роста профессионального мастерства педагогов, а, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образования.

Для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении.

Методическая служба нашей школы включает следующие отделы:

  • Информационно-ресурсный, где рассматриваются вопросы программного обеспечения, нормативно-правовой базы, организации методического банка данных.
  • Консультативный отдел – это диагностика педагогических затруднений, возможностей, потребностей; а также наставничество.
  • Методический отдел рассматривает вопросы самообразования учителей, повышения квалификации, курсовой подготовки.
  • Опытно-экспериментальный отдел – инновационная деятельность, обобщение опыта.
  • Аттестационный отдел отвечает за профессиональный рост педагога.

Нами разработана следующая структура методической службы школы.

  • Педагогический совет

– высший орган коллективного руководства методической работой. В состав педагогического совета входят все педагоги образовательного учреждения.
Функции Педагогического совета: планирование, экспертиза, принятие решений.

  • Заместители директора по учебно-воспитательной работе

– выступают в роли координаторов, обеспечивают взаимодействие равнозначных структурных компонентов методической службы школы.
Заместители директора выполняют следующие функции: планирование, информационно-аналитическая деятельность, педагогическая диагностика, первичная экспертиза, выявление и распространение передового педагогического опыта, индивидуальное и групповое консультирование, адресная помощь педагогам.

  • Предметные группы (ПГ)

– в предметные группы объединяются педагоги одной образовательной области или нескольких смежных дисциплин. Предметная группа осуществляет проведение образовательной, методической и внеклассной работы, нацеленной на решение следующих задач:

  • изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
  • организация повышения квалификации учителей;
  • отбор содержания и составление образовательных программ по предмету с учётом вариативности;
  • совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально – технического обеспечения;
  • утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных и выпускных классах;
  • взаимопосещение уроков по определённой тематике, организация открытых уроков;
  • выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе образовательных стандартов по предмету;
  • ознакомление с методическими разработками по предмету;
  • организация и проведение предметных недель, первого этапа предметных олимпиад, конкурсов.

- руководитель предметной группы назначается методическим советом из числа высококвалифицированных педагогов данной группы. Функции руководителя предметной группы: сбор информации, диагностика учебно-воспитательного процесса по предмету, определение наставников для молодых специалистов, курирование аттестующихся педагогов.

В школе организованно 6 предметных групп:

  • ПГ учителей математики и информатики;
  • ПГ учителей начальных классов;
  • ПГ учителей естественно-научного цикла;
  • ПГ учителей лингвистики;
  • ПГ учителей истории и обществознания;
  • ПГ учителей технологии, ИЗО и физической культуры.

Помимо предметных групп, в структуру методической службы школы входят

  • Экспериментальные лаборатории

– экспериментальные лаборатории объединяют педагогов, работающих над одной исследовательской темой. Причём это могут быть учителя, работающие в разных образовательных областях. Экспериментальная лаборатория создаётся для решения части задач, связанных с экспериментальной деятельностью школы. Среди них:

  • Проведение педагогических экспериментов;
  • Развитие и внедрение инноваций в образовательный процесс, координация и стимулирование поиска эффективных технологий;
  • Организация исследовательской работы педагогов, утверждение индивидуальных планов;
  • Отчёты о самообразовании учителей;
  • Оценка эффективности экспериментальной деятельности педагогов.

В данный момент в школе работают 4 экспериментальные лаборатории.

Лаборатория №1 работает над темой “Выбор как средство развития индивидуальности ученика, навыков его самоопределения, планирования образовательного маршрута и профессиональной карьеры”. Экспериментальная работа основывается на использование в урочной и внеурочной деятельности форм, методов и приемов мотивации и стимулирования саморазвития учащихся, развитие индивидуальных креативных способностей, формирование рефлексивных качеств для развития личности школьника и его профессиональных интересов.

Лаборатория №2 работает над темой “Методическое обеспечение процесса профилизации адаптивной школы”. Основные направления работы: 1)диагностика профессиональных интересов старшеклассников; 2)проектирование индивидуального “Режима жизнедеятельности”; 3)развитие индивидуальных способностей в процессе профилизации школы.

Лаборатория №3 - “Психолого-педагогическое обеспечение процесса профилизации адаптивной школы” работает по направлениям: 1) диагностика профессиональных интересов учащихся, 2)выявление методических условий, способствующих развитию профессиональных интересов школьников, 3)психолого-педагогическая и методическая поддержка в развитии навыков принятия решения и самоопределения.

Лаборатория №4 - “Управленческий ресурс школы развития индивидуальности” работает над проблемой создания оптимальной модели управления школой, формирования новой организационной культуры школы, ориентированной на развитие и саморазвитие.

Руководители экспериментальных лабораторий назначаются приказом директора, в их функции входит: сбор информации, диагностика учебно-воспитательного процесса по теме эксперимента, курирование работы педагогов-исследователей.

Деятельность лабораторий по достижению поставленных целей контролирует:

  • Руководитель научно-экспериментальной работой

– в его функции входит проектирование и координация экспериментальной деятельности педагогов, обеспечение взаимодействия работы лабораторий. А также планирование, информационно-аналитическая деятельность, контроль за ходом эксперимента, организация и проведение семинаров по распространению результатов экспериментальной деятельности.

  • Социально-психологическая служба сопровождения:

– в её состав входят школьный психолог, учитель-логопед и социальный педагог. Основная задача службы – обеспечение высокопрофессиональной консультативной, диагностической, коррекционной помощи детям, педагогам, родителям. Служба выполняет следующие функции: сбор информации о проблеме, консультирование педагогов и родителей по запросам, диагностика учебно-воспитательного процесса.

  • Методический совет является главным связующим звеном всех подструктур. В состав методического совета входят директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководитель научно – экспериментальной работой, руководители предметных групп и экспериментальных лабораторий.

Функции методического совета школы:

  • Диагностическая (мониторинг педагогической деятельности, анализ, аттестация педагогических кадров);
  • Информационная (информационная поддержка педагогов, формирование банка данных);
  • Научно-исследовательская (координация научно-исследовательской деятельности, презентация инновационного профессионального опыта);
  • Организационная (подготовка к участию в конкурсах педагогического мастерства, распространение передового опыта, стимулирование труда педагогов);
  • Образовательная (внедрение и апробация современных технологий, экспертиза и утверждение программ).

Взаимодействие методического совета с предметными группами, экспериментальными лабораториями, социально-психологической службой носит характер интегративного управления.

Предлагаемая нами модель методической службы позволяет организовать методическую работу на проблемно-диагностичекой основе, отследить и подробно проанализировать результаты работы. Делегирование полномочий позволяет стимулировать и создавать условия для методического совершенствования педагогов, обеспечить опережающую реакцию на проблему.

Субъекты образовательного процесса находятся в едином творческом поиске. Построение методической службы по предлагаемой нами схеме даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации готовых планов и в выполнении разработанных рекомендаций, но и принимать активное участие в их разработке.

Приложение