Моделирование образовательной среды для формирования и развития эстетической культуры личности

Разделы: Начальная школа


Особая сфера воспитательной работы –
ограждение детей, подростков и юношества
от одной из самых больших бед – пустоты
души, бездуховности…. Настоящий человек
начинается там, где есть святыни души….

В.А. Сухомлинский.

Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Так почему же не продлить эту радость соприкосновения с народным творчеством и в школе, посвятив этому гораздо больше учебного времени, чем предусмотрено сегодняшними программами.

Развитие межэтнической толерантности школьника в процессе изучения региональной культуры требует совершенствования занятий по изучению традиций, обрядов, фольклора, направленных на постижение национальных и общечеловеческих ценностей, раскрывающих целостную картину мира. Важно научить детей любить свой родной язык, гордиться своей культурой, историей своего народа, своей семьи. <Рисунок1>

Воспитание личности школьника с использованием средств эстетического развития, включаемых в урочную и внеурочную деятельность, успешно осуществляется в нашей школе по принятой в 1995/96 учебном году экспериментальной программе эстетического обучения и воспитания учащихся начальных классов на основе фольклора.

Цель программы – формирование нравственной личности в условиях поликультурного пространства.

Необходимость создания такой программы обосновывается социальными и педагогическими факторами. Рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, часто приводит в такой многонациональной республике, как Татарстан, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост постотрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов – новая социальная функция школы и всей системы воспитания детей и молодежи.

Полиэтническая образовательная среда является частью образовательной среды образовательного учреждения. Она, представляет собой совокупность условий, способствующих формированию личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иные этнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей.

Одним из базисных учебных курсов, формирующего учебный план эстетическо-фольклорного класса, является предмет “Детский фольклор” для 1-4 классов, получивший высокую оценку кафедры педагогики ТГГПУ, Городского центра русского фольклора и Республиканского научно – методического центра культурно – просветительной работы Министерства культуры РТ.

Курс “Детский фольклор” предполагает изучение культуры и традиций своего народа и народов, населяющих Поволжье.

Основные задачи предмета:

- дать детям начальное представление о фольклоре как источнике народной мудрости;

- познакомить с традиционным народным календарем, важнейшими обрядами, обычаями, праздниками;

- привить бережное отношение к региональным культурным традициям в условиях многонациональной республики Татарстан;

- на базе фольклорного творчества развивать художественно-образное мышление, фантазию, творческие способности учащихся.

Следует подчеркнуть, что курс “Детский фольклор” органично входит в предметный цикл начальной школы, для неё обязательны межпредметные связи (с развитием речи, чтением, письмом, окружающим миром, изобразительным искусством). Соотнесение осваиваемого материала, внедрение апробированных прогрессивных форм его освоения – важные условия результативности комплексного обучения и интенсивного развития каждого учащегося.

На уроках фольклора ребята приобретают теоретические навыки. Но самая трудоёмкая работа – работа кружка “Детский фольклор”, где занимается весь класс, и который несёт практическую направленность. На занятиях идет постановочная работа: создание концертных программ, инсценировок старинных обрядов и обычаев, проведение народных праздников.

Праздникам придается особое значение, так как в них со всей полнотой отражается национальный характер. Знакомство и изучение народных праздников обогащает детскую душу, расширяет кругозор детей в области народной культуры, предусматривает их непосредственное прикосновение к творчеству, вызывает интерес к духовному наследию народа, желание ещё больше узнать, большему научиться из того, что знали и умели наши предки. Передаваясь от поколения к поколению в устной, а позднее и в письменной форме, народная культура трансформировалась в традиции как условия сохранения и развития и как механизм ее передачи новым поколениям. Возникают трудовые, семейные, празднично-игровые традиции, традиции обучения и воспитания детей.

Богатый материал фольклора находит своё логическое продолжение в работе фольклорного ансамбля “Соловушка”, созданного в 1992 году, в который входят учащиеся начального и среднего звена, учителя и родители, связанные общими интересами и делами.<Рисунок 2>

Необходимо отметить и такое важное решение администрации школы, как сохранение классного руководителя в эстетическом классе при переходе его из начальной в среднюю школу. Известно, что ситуация несовпадения стилей отношений с детьми учителя начальной школы и классного руководителя среднего звена довольно часто является причиной дезадаптации учащихся в этот сложный для них период.

Формы внеклассной работы в основе своей реализуются через КТД, игровые ситуации, конкурсы, праздники, практическую деятельность. Обсуждение и планирование классных дел с ребятами создает атмосферу взаимной ответственности, причастности каждого школьника к жизни класса, приучает их к самостоятельности.

В 2003 году авторская программа “Эстетическое развитие личности – основа творчества” и учебные пособия “Детский фольклор” для учащихся I-IV классов были отмечены дипломом I степени на V Республиканском конкурсе авторских программ и методических пособий, как содержащие инновационные идеи.

Содержание и формы обучения и воспитания данной программы разработаны на основе принципов:

- природосообразности: воплощение идеи организации эстетического развития ребенка с учетом его возрастных особенностей, с учетом конкретной социальной и культурной среды;

- культуросообразности: воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями;

- эффективности социального взаимодействия: осуществление воспитания в системе образования в разновозрастном коллективе, что позволяет учащимся расширять сферу общения, создает условия для навыка самореализации.

Опыт работы по данной программе (уроки, внеклассные мероприятия, мастер-классы, выступления) в 2004 – 2007 г.г. отражен на районных, городских, республиканских семинарах – практикумах для руководителей школ, психологов, кураторов по охране здоровья, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, по темам “Привитие учащимся интереса к полилингвистическому образованию”, “Психологические аспекты использования здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе”, “Интегрированное обучение в рамках осуществления программы предпрофильного и профильного обучения”. А также представлен в мастер – классах “Профильное обучение как аспект формирования толерантной личности в процессе полилингвистического обучения и воспитания”, “Основные тенденции и формы интеграции образовательного процесса в школе и ВУЗе”, на международной научно – практической конференции “Гражданское образование – глобальная проблема трансформирующего мира: российский опыт, международное измерение”.

Сегодня уже можно говорить о следующих результатах.

Удалось повысить мотивацию к обучению практически у всех учащихся. И это, прежде всего благодаря глубокому эстетическому развитию, использованию индивидуального подхода и целенаправленного психолого-педагогического взаимодействия с детьми с первого года обучения.

Педагогически целесообразно организованная деятельность способствует тому, что у детей и педагогов представления о школе не разделяются на две сферы – учебную и внеучебную, а складываются в гармоничное единство учения, досуга, общения. В классе сложился замечательный психологический климат: атмосфера творчества и взаимопонимания. Возникло содружество: дети-учителя-родители. Были созданы фольклорный ансамбль “Бабушки – сударушки”<Рисунок3>, танцевальный ансамбль родителей “Хыял”<Рисунок4>. Только взаимодействие поколений (причем трех) позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста.

Что считается определяющим в развитии ребенка? В первую очередь его непосредственное общение с родителями, бабушками и дедушками, которых не может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

Много говорят о проблеме партнерства учителя и родителей. А, по-моему, так и нет лучшего способа привлечь семью к школьной жизни, как найти общее интересное дело (например: изучение фольклора). К кому ребёнок побежит узнать, кем был его прадедушка, прабабушка, где жили, какие песни пели, как встречали праздники? Конечно к родителям! Много вечеров проведут родителя со своими детьми, составляя родословную своей семьи, разучивая старинные песни, занимаясь пошивом костюмов – готовясь к празднику. А сколько радости, гордости и счастья мы видим в глазах детей, когда во время праздников, родители находятся не в зале в роли зрителей, а вместе с детьми в народных костюмах водят хороводы, поют, пляшут, играют.

Наш коллектив – фольклорный ансамбль “Соловушка” является лауреатом различных конкурсов народного творчества (“Весенняя капель”, “Казанская субботея”, “Венок дружбы”, “Казанский хоровод”, “Дети XXI века”, Ватаным”, “Каравон” и др.)

Каждое выступление, каждая работа есть результат погружения в эпоху изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Она создает у ребят особый духовный настрой. Так происходит овладение опытом предков, их нравственности и духовными традициями, формирование собственной картины мира.