Интегрированный урок математики и информатики в 4-м классе: "Решение арифметических задач на уроках информатики"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели:

  • закрепить умение составлять программы для конкретного исполнителя;
  • формировать умение решать задачу с помощью компьютера;
  • показать рациональное практическое применение компьютеров для различных прикладных задач;
  • продолжать формировать умение работать в группах;
  • развивать доброжелательность, внимательное отношение к людям.

Оборудование:

  • карточки с различными задачами;
  • СКИ Плюсика;
  • листики результатов;
  • таблица для расчета всех денег.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Эмоциональный настрой, объявление темы и цели урока, распределить на группы.

2. Закрепление изученного. Введение.

- Сегодня мы заканчиваем изучать исполнителя Плюсика. Скажите, если бы вы его встретили, то чтобы вы хотели ему сказать?

Итак, Плюсик помогает нам решать сложные примеры и производить сложные вычисления, а иногда и решать задачи. Сегодня на уроке он нам еще раз поможет. Мы еще раз поупражняемся в решении задач, а поможет нам в этом Плюсик.

- А урок у нас сегодня не совсем обычный.

У нас в гостях директор роботландской школы и вам уже знакомый Перевозчик из этой сказочной страны, Конюх, Машинист и т.д.

У него к вам большая просьба.

Директор: Скоро у вас и у других роботландцев большой праздник. Вы догадываетесь какой (Новый год). К нему нужно готовиться заранее. Сколько хлопот свалилось на мою голову: и подарки, подготовить и школу нарядить, и елки закупить, порядок навести.

Все никак не могу подсчитать: сколько же средств для этого мне нужно. Вы поможете мне?

Тогда у меня к вам первое задание: по правилам безопасности можно проводить,

Если площадь зала, где проходит праздник, будет не менее 240 квадратных метров. Определите, можно ли в нашем прямоугольном зале проводить праздник, если его длина 17 метров, а ширина 15 метров, причем часть зала занимает сцена, длина которой 4 метра, а ширина 3 метра?

Учитель: Ну что ж, давайте, попробуем решить эту задачу (задачи нужно раздать заранее).

3. Повторение.

Учитель: Вы получили задание директора? Но прежде чем его выполнить, давайте пройдем с вами небольшие подготовительные курсы. Вспомните, как мы поступаем, если нужно вычислить значение выражения, в котором очень много чисел или это выражение сложное?

Обращаемся за помощью к компьютеру, к Плюсику.

Учитель: Сможет ли компьютер решить задачу, если мы ее расскажем?

- Нет, он не слышит, не умеет рассуждать, логически мыслить.

Учитель: А что же нужно, чтобы компьютер решил задачу?

- Ему нужно составить программу.

Учитель: Из каких команд будет состоять программа и почему?

- Из команд, понятных Плюсику. Это запомни, сложи, умножь, раздели, вычти, очисть. (Эти команды на доске)

Учитель: Но не стоит забывать, чтобы написать программу, нам нужно сначала составить математическое выражение для ее решения.

Работаем на листках  № 1. (Читаем задачу, дети комментируют)

Учитель: С чего начинаем решение задачи? (Составить краткую запись задачи и математическое выражение для ее решения – делает учитель под диктовку ребят)

Учитель: После составления математического выражения, что нужно сделать, чтобы Плюсик вычислил ее решение? (Составить программу)

Учитель: Из каких команд будет состоять эта программа? (Их команд, понятных Плюсику). Какие команды будут первыми и почему? (Программу составляет ученик на большом экране, все остальные работают на листочках)

Получаем ответ, записываем в карточке.

Учитель: Дайте полный ответ к задаче. Скажите Директору, можно ли проводить праздник в зале (можно).

4. Закрепление. Практическая работа. Решение задач.

Директор: Спасибо, ребята. Но у меня к вам будут еще вопросы. (Кратко говорит задание и отдает карточки)

1 группа – вас я прошу решить такую задачу: Без чего Новый год – не Новый год? (Елка)

Посчитайте, сколько мне за елки заплатить нужно? (Задачи о елках)

2 группа – какой же Новый год без подарков? А вы – посчитайте, сколько будет стоить подарки для моих учеников?

3 группа – Все дети и даже взрослые любят Новый год еще и за то, что на этот праздник всегда покупается и готовиться много вкусного. Вот и я прошу вас, сколько будет потрачено на пирожные, мороженое, и соки детям?

4 группа – Каждому будет приятно, если на праздник его поздравят, не только близкие друзья, но и те друзья, которые живут далеко. У нас много друзей по всей Роботландии и мы хотели бы послать им поздравительные телеграммы. Сколько нужно отдать за открытки?

5 группа – Да, а еще нужно украсить елку, зал. Сколько это будет стоить?

Учитель: Вы получили задачи. Решайте их, составляйте условие, записывая математическое выражение, затем программу и ответ. Ответ вписываем в лист. (На решение оформление 10 минут)

Учитель и Директор помогает ребятам.

Ток, большинство ребят выполнили задание. Давайте посчитаем сразу, а сколько денег потребуется Директору, чтобы подготовить и провести новогодние праздники? Для этого внесем эти ответы в таблицу. Посчитаем с помощью Плюсика общее количество средств. Что нужно сделать?

- Записать математическое выражение. Считаем на компьютере.

Директор: Спасибо, ребята, за помощь. Приезжайте к нам в гости в Роботландию. Нам такие люди нужны.

5. Итог.

Итак: мы с вами сегодня решали задачи с помощью компьютера. Давайте, еще раз перечислим порядок решения задачи с помощью компьютера.

1.

2.

3.

4.

План вывешивается на доску.

На уроке работали хорошо ... (оценка) Постараться ...

Листочки сдать для проверки.

Домашнее задание: придумать свою расчетную задачу, составьте программу и на следующем уроке вы нам расскажете о ней.