Мой край родной – Камчатка

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • познакомить детей с бытом коренных народов Камчатки;
  • развивать кругозор, внимание, логическое мышление учащихся;
  • воспитывать любовь к родному краю, этнографический интерес к малым народам Севера;
  • воспитывать интерес и любовь к поэзии;
  • воспитывать уважение к людям северных национальностей.

Содержание:

  • игра “Поле чудес”;
  • кроссворд “Камчатка”.

Оборудование:

  • школьная доска;
  • игровой барабан “Поле чудес”;
  • выставка детских рисунков о Камчатке;
  • выставка книг камчатских авторов;
  • фонограмма (для выступления танцевального коллектива);
  • сборник стихов “Поэзия Севера и Дальнего Востока России”;
  • стихотворение Т.Н. Лазарчик “Камчатка”, учителя МОУ СОШ № 5.

Поле чудес “Культура и быт народов,
населяющих Камчатку”

Звучит песня о Камчатке.

Над Москвою ночь,
А здесь уже светает;
Ты ложишься спать,
А я уже встаю.
Новый день мы на Камчатке начинаем
И дарю тебе я новую зарю.

Припев:

А Камчатка, а Камчатка
От Москвы далековато
И сюда “почтовый” не идёт
И погода, лишь погода виновата
В том, что вовремя не прибыл самолет.

Приезжай, хоть расстояние большое
В край, где солнце начинает свой исход.
Приезжай, здесь начинается Россия
И живет здесь замечательный народ.

Припев.

Учитель: - Сегодня мы будем говорить о быте, культуре коренных народов, населяющих Камчатку. Какие вы знаете национальности народов Севера? Почему их называют “малые народы”?

- Несмотря на то, что коряков, эвенов, ительменов, чукчей называют малыми народами, это люди с большим сердцем, большим прошлым, с большим культурными традициями. Сегодня мы прикасаемся к частичке быта этих замечательных людей.

Первая тройка игроков:

- Как называется шапка коряков? В каждом районе она шьется со своими особенностями и по шапке, таким образом, можно узнать, откуда приехал человек. (МАЛАХАЙ)

Ученик: Стихотворение “Язык ненцев”.

Язык наш веками отточен,
Как дедовский нож на бруске,
Язык наш без промаха точен,
Как пика в умелой руке.
Всему – и бушующей вьюге,
И нартам, и травам, и мхам,
Оленям, бегущим в испуге,
Песцам, облакам и мехам –
Всему, что есть доброго, злого,
Названьем – родимое слово.
Как – будто по камешкам редким
Струится прозрачный родник,
И речь его – речь наших предков,
И к ней я устами приник. (Леонид Лапцуй)

Вторая тройка игроков:

Материал для пошива верхней одежды; кожа, выделанная особым способом. (РОВДУГА)

Исполнение корякского танца танцевальной группой “Радуга”.

Третья тройка игроков:

Верхняя одежда коряков и других коренных жителей полуострова Камчатка. (КУХЛЯНКА)

Исполнение песни с залом (зрители повторяют каждую строку слов пени за солистом).

Землю обмотали тоненькие нити,
Нити-параллели из зеленых рек.
Совершите чудо! Руку протяните!
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек!
Обогрейте словом! Приласкайте взглядом!
От веселой шутки тает даже снег!
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и счастливым каждый человек!

Игра со зрителями:

Обувь жителей Севера, шьётся из шкуры исключительно с ног оленя. (ТОРБАСА)

Ученик: Стихотворение “Голос Земли”.

О скалы тихо плещется
Великий океан.
Под непоседой-месяцем
Задумался вулкан.
Вздохнул Толбачик в полночи,
Стряхнул с долины сон
И песнь взметнул в заоблачье
В высокий небосклон.
Он силу взял у матери,
У матери-земли.
Грохочет лава в кратере,
Рождая гул вдали.
О, ночь! Ты незабвенная:
Огнем цветет гранит…
И слушает вселенная:
Толбачик говорит! (Георгий Поротов)

Финальная игра:

Шест, которым погоняют оленей. (ХОРЕЙ)

Награждение участников игры.

Игра с детьми “Потерявшийся олень” (аналог игры “Третий лишний”, ребенок держит руки над головой, имитируя рога оленя).

Кроссворд

Ключевое слово: название полуострова, похожего своими очертаниями на рыбу, который омывается Охотским, Беринговым морями и тихим океаном.

        1 К а ю ю    
      2 н А р т ы    
    3 ч у М          
        4 Ч а й к а  
      5 в А ж е н к а
  6 п и х Т а        
        7 К а я к    
8 в у л к А н        
  1. Новорожденный олененок.
  2. Транспорт в тундре, используется в любое время года.
  3. Жилище оленеводов в тундре.
  4. Морская птица с белоснежным оперением, розовая птица занесена в Красную книгу.
  5. Самка оленя.
  6. Реликтовое дерев, растет только в Кроноцком заповеднике на нашем полуострове, священное дерево.
  7. Лодка из кожи и шкур морских животных.
  8. В этой горе, по мнению местных жителей, живут боги.

В завершении игры “Поле чудес” учитель читает стихотворение “Мой родной край” Лазарчик Тамары Николаевны.

Как говорят, кругом гламур в природе!
Все дышит прелестью чарующе-земной,
И чайки белоснежные крылами
Играют с непослушною волной.

Леса раскинулись зеленым изумрудом,
Озера чистые сверкают средь равнин,
И на тебя нисходит благодушно
Покой и тишина заснеженных вершин.

Трилистник нежит роскошью прелестной,
Идут на нерест нерки косяки,
Медведи, с легкостью бросаясь в воду,
Хватают шустро рыбу из реки!

Вдыхаю запах черемши и мяты!
“Чавычу видела?” – вдруг слышу птицы звон.
И всё с открытым сердцем принимаю,
И отдаю родной земле поклон.

Рубином светится поспевшая брусника,
Опята притаились у пенька,
И над вулканами застыли на мгновенье
В серебряной оправе облака.

Как к чуду прикасаясь неземному,
Боюсь разрушить хрупкую красу
И осторожной поступью богини
В ладонях мир увиденный несу.

Классный час заканчивается корякским танцем в исполнении танцевальной группы “Радуга”.

Литература

1. А.А. Бурыкин “Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России”: М: Северные просторы, 2002 г.