Урок русского языка для 2-го класса по теме "Правописание звонких и глухих согласных на конце слов" (образовательная система "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) ознакомление со словами, которые нужно перед записью проверять и проверочными словами; развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные;

2) развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса;

3) воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.

Материал к уроку: учебник русского языка Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной для 2-го класса;

Оборудование: “веер” гласных букв у каждого ученика, рисунок Карлсона.

Ход урока.

I. Повторение изученного. Игра “Зажги фонарик”

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить сможешь сам
Свое внимание к словам.

(Открывается запись на доске):

Щурята, вьюга, речка, Сумка, Чуковский, ежиха, медведь, роща, час, у Гриши.

(Под орфограммой учащиеся прикрепляют кружок красного цвета, объясняют написание)

- Молодцы, орфограммы нашли правильно, нам встретились слова, для грамотного написания которых нужно знать несколько правил, и вы с заданием справились.

- Кто напомнит, а что такое орфограмма? (Орфограмма – это написание по правилу. Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма)

II. Сообщение темы и цели урока.

- На доске среди найденных орфограмм есть новая для вас. Сегодня на уроке мы научимся находить эту орфограмму в словах, доказывать ее написание.

- Прочитать тему урока (стр. 136 учебника):

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

III. Подготовка к изучению нового.

1).Вспомним парные согласные буквы и запишем в тетрадях:

б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с ( с комментированием).

2).Понаблюдаем, как произносятся парные согласные, когда они стоят в конце слова (на доску выставляются карточки):

ерш мост суп
ер [ш] мос [т] су [п]

Орфографическое чтение.

Вывод: Звук и буква совпадают.

Морж дуб арбуз
мор [ш] ду [п] арбу [с]

Как произнесли? Как записано слово?

Вывод: Звук и буква не совпадают.

Когда мы говорим, парные звонкие согласные звуки на конце слов заменяются парными глухими, оглушаются.

3).С. 136 – чтение правила.

4). Какие парные звуки слышим во всех словах? (только глухие)

А какие буквы видим, написаны?

[ Ш ] [ П ] [ К ] [ С ]
ж ш б п г к з с

Можно ли точно на слух определить, какую парную букву следует писать? (нет).

Парная согласная на конце слова - это тоже орфограмма.

5).Послушайте, какой спор произошел однажды в королевстве Азбуковедения между глухими и звонкими согласными.

Звонкие согласные звуки твердили: в таких словах, как морж, дуб, арбуз, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука.

- Нет, неправда, нужно писать глухую согласную, потому что звучат глухие звуки, говорили парные глухие. Они не унимались, потому что хотели взять власть в свои руки. – Попробуйте доказать, что в словах морж, дуб, арбуз нужно писать букву звонкого согласного звука, а не глухую, усмехались глухие согласные. Звонкие приуныли, они не знали, что делать.

- Давайте поможем звонким парным, поможем доказать, что слова записаны правильно.

(Убрать карточки ерш, мост, суп)

- Как бы вы доказали? (размышления учащихся).

Физминутка.

Назвали все слова по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки: раз, два, три.
Легкие прыжки: раз, два, три.
Вот и вся зарядка: раз, два, три.
Мягкая посадка: раз, два, три.

- Позовем на помощь гласные буквы и поставим в конце слов морж, дуб, арбуз. Какие получаются слова? (моржи, дубы, арбузы).

- Как теперь звучат парные согласные перед гласными? (звук и буква совпадают)

- Что же мы сделали, чтобы не сомневаться в парной согласной на конце слова? (поставили гласную).

6).Работа с правилом (учебник, с. 138).

А в королевстве Азбуковедения живет волшебное правило, которое легко запомнить:

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Кто уже запомнил? (хоровое повторение)

- В учебнике есть подсказка, как легче подобрать проверочное слово, прочитайте в желтой рамочке подсказку – с. 138:

нет

С проверочным словом будем использовать слово “нет”

Физпауза: упражнения для глаз.

IV. Кто уже запомнил правило и может рассказать?

1). Упражнение№ 239, 1 – ый стб.

Образец рассуждения:

в слове походы четко слышу (д), значит, в слове поход буду писать букву д. Орфограмму в слове поход подчеркну, а в слове походы подчеркну гласную - помощницу ы.

2). Упражэнение № 240 – осложненное списывание (по одной паре слов с объяснением у доски).

3).Слуховой диктант с сигнальными карточками ( “веер” гласных букв) в форме игры

“Помоги Карлсону подняться по ступенькам”.

ЛЕ…
ГЛА…
СТРИ…
ОГОРО…
КОНВЕР…

V. Итог урока. Сделаем вывод:

- Какие звуки в конце слова надо проверять? Почему? Как проверяли?

(Возвращаюсь к игре “Зажги фонарик”, проведенной в начале урока)

- Кто найдет слово с новой орфограммой и зажжет фонарик?

(Это слово медведь).

VI. Запись домашнего задания: с. 138, выучить правило, Дидактический материал, с. 104

№ 241.

Урок закончен, спасибо за работу.