Учебно-практическая работа "Финиковая косточка". Математика. 3-й класс. Программа "Перспективная начальная школа"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

1. Формировать положительные мотивы учения через сотрудничество детей в парах и группах;

2. Воспитывать устойчивый интерес к самостоятельной умственной деятельности и побуждать к использованию полученных знаний и умений в практической деятельности;

3. Стимулировать желание учащихся проявлять активность, творческую инициативу, талант.

Оборудование для учащихся: карандаш, линейка, прямоугольный треугольник, циркуль, карточки с арифметическими действиями, светофор, памятка.

Класс поделен на 6 групп по 4 человека. В каждой группе – ответственный, который контролирует правильность выполнения задания, помогает отстающим и зеленым светом светофора сигнализирует учителю о готовности группы к выполнению задания. Красный свет светофора сигнализирует, что группе необходима помощь учителя.

Ход урока:

І. Проблемная ситуация

(Маша и Миша – герои программы “Перспективная начальная школа”)

Удивляться не надо вам!
Маша с Мишей пишут нам.
Из Москвы пришло письмо.
Сложных заданий оно полно.
Помощь детям наша нужна.
Мы поможем? Конечно, да!

Письмо Маши и Миши (Приложение 1, слайд 1)

ІІ. Постановка темы и целей урока

- Мы с вами должны помочь Маше и Мише сделать правильные расчеты для изготовления деревянной кадки, в которую они пересадят свой росток.

ІІІ. Энциклопедическая страничка

- Дети забыли указать в письме, как называется, выращенное ими, растение. Нам придется самим определить его название. Обратимся к энциклопедии.

(Приложение 1. Слайд 2)

К семейству относится около 3400 видов. Высота этих величественных деревьев достигает до 60 метров. За это шведский натуралист Карл Линней назвал их “принцами растительного мира”

- Кто догадался, как называются эти растения? (пальмы)

(Приложение 1. Слайд 3)

Перед вами два ярких представителя этого семейства – финиковая пальма и кокосовая пальма.

- Вспомните, как описывают дети плод растения? (маленькие сиренево-коричневые ягоды с продолговатой косточкой внутри)

- Определите, какое растение вырастили Маша и Миша? (финиковую пальму)

Рассказ знатока о финиковой пальме

Изображение финиковых пальм встречались на монетах Древнего Египта. Финики находили даже в гробницах фараонов.

Для финикийцев сушеные финики были основной едой в их долгих морских путешествиях. Да и корабли свои они строили из стволов финиковых пальм.

Финики называют “хлебом пустыни”, т.к. они очень питательны: в вяленых финиках 70% сахара, до 3% белков и 2,5% жира.

Финиковые пальмы растут в Северной Африке и Аравии. Местные жители говорят о своем священном растении, что у нее “голова должна быть в огне, а ноги в воде”, поэтому ее сажают в воронки глубиной 7-12 метров, чтобы корни могли добраться до грунтовых вод. Пальмы достигают 30 метров в высоту и живут более 100 лет.

Угадай-ка”

- Найдите плод “хлебного дерева”.

(Виноград, банан, кокос, гранат, грецкий орех, финик, манго)

- Вспомните, какие условия необходимы растению для роста и развития?

- плодородная почва
- вода
- воздух
- солнечный свет и тепло

IV. Групповая практическая деятельность

Каждая группа получает памятку с порядком выполнения работы

(Приложение 2)

Маша взяла блюдо, чтобы подставить под деревянную кадку.

- Какой формы блюдо? (круг)

- Чем круг отличается круг от окружности?

(Круг - плоская фигура, окружность – это граница круга)

- Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр? (диаметр)

Работа в парах (проверка знания определений диаметра и радиуса)

- В каком соотношении находятся радиус и диаметр?

  1. Диаметр Машиного блюда 6 дм. Найдите радиус. (Приложение 1. Слайд 4)
  2. Постройте чертеж блюда, изображая 10см блюда 1см на чертеже.

- Окружность с каким радиусом вы начертили? (3 см)

3) Для определения длины деревянной кадки проведите в окружности два диаметра, которые при пересечении образуют прямой угол.

(Приложение 1. Слайд 5)

- Проверьте с помощью прямоугольного треугольника точность построения чертежа.

4) Обозначьте буквами точки пересечения окружности и диаметров.

5) Соедините точки отрезками.

- Какая фигура получилась? (квадрат)

- Докажите, что это квадрат.

(Прямые углы проверяем прямоугольным треугольником; длины сторон квадрата проверяем циркулем)

Вывод: Основание деревянной кадки – квадрат со стороной 45 см.

V. Динамическая пауза

На разминку становись!
Вверх рука, другая вниз.
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенье.
Раз – вперед наклонимся,
Два – прогнемся
И наклоны в стороны
Делать мы возьмемся.
Приседания опять
будем дружно выполнять!
Раз, два, три, четыре, пять
Кто там начал отставать?
На ходьбу мы перейдем
И урок наш вновь начнем!

VI. Групповая практическая деятельность (продолжение)

6) Найдите периметр квадрата. (Приложение 1. Слайд 6)

- Какой длины должна быть доска, из которой изготовят грани деревянной кадки? (180см)

7) Вычислите высоту кадки, если длина кадки 45см и она на 10см меньше высоты. (Приложение 1. Слайд 7)

Высота кадки равна ширине доски.

8) У Миши три доски шириной 55см, но разной длины. Выберите доску нужной

длины: 19дм; 1м 7дм 6см; 1м 150см.

(Приложение1. Слайд 8)

9) Составьте соответствующее уравнение и решите его.

- Сколько лишних сантиметров нужно отрезать от доски длиной 190см, чтобы разметить грани деревянной кадки?

(Приложение 1. Слайд 9)

10) Укажите места распила доски на модели. Помните, что 1 см на чертеже соответствует 10 см в действительности.

(Приложение 1. Слайд 10)

VII. Подведение итогов практической деятельности.

Посылаем расчеты Маше и Мише:

Мише нужно сделать основание кадки – квадрат со стороной 45см; выбрать доску шириной 55см, а длиной 1м 90см и отпилить лишние 10см.

- Чему мы вместе с Машей и Мишей научились?

- Что нового узнали?

- Какие математические понятия повторяли?

VIII. Оценка

(Приложение 1. Слайд 11)

Маша и Миша очень хотят, чтобы вы тоже попробовали “хлеб пустыни”, а из косточек вырастили настоящего “принца растительного мира”. А если вам придется делать деревянную кадку для финиковой пальмы, то со всеми расчетами вы справиться сумеете.

Приложение 3