Кот в мировой литературе, 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока:

  • обучить анализу художественного произведения;
  • расширить кругозор пятиклассников;
  • воспитать бережное отношение к домашним животным.

Наглядность и оборудование урока:

  • мультимедиапроектор;
  • выставка книг;
  • картина с изображением кота.

Ход урока.

I. Просмотр отрывков из мультфильмов о котах.

- Как вы думаете, кто является главным героем этих мультфильмов?

- Обратите внимание на иллюстрацию к данному уроку. Её героем также является кот, величавый, гордый.

- А теперь я предлагаю вам отгадать несколько загадок:

  • Мохнатенький, усатенький, маленький, со спинкой полосатенькой. Кто это?
  • Кто родится с усами, но с закрытыми глазами? (Котёнок).
  • Сидит кошка на окошке, и хвост как у кошки, а всё не кошка. Кто это? (Кот.)
  • Вся мохнатенькая, четыре лапки, сама усатенькая, два яхонта под шапкой. (Кошка).
  • Зубастый, мохнатый, как есть начнёт – песенку поёт. (Кот).

- Назовите свои загадки об этом удивительном домашнем животном. (Ученики загадывают друг другу загадки).

- Я думаю, вы уже догадались, как называется тема сегодняшнего урока. Запишите её в тетради: Кот в мировой литературе.

II.

Слово учителя: Кошки обосновались рядом с жильём человека, потому что здесь легче ловились крысы и мыши. Люди вскоре поняли, насколько кошки полезны и стали приручать родившихся поблизости диких котят и постепенно кошки перестали бояться человека. Это произошло примерно 5000 лет тому назад. Древних кошек, вероятно, одомашнили древние египтяне. Для них кошки были священными животными. После смерти их оплакивали, как фараонов, бальзамировали, а мумии помещали в храм, покровительствовавшей кошкам богини Баст. (Слово записано на доске.)

Слайд 1. Богиня Баст.

Богиню Баст изображали в виде женщины с кошачьей головой. Древние египтяне часто украшали ювелирные изделия фигурками кошек.

Что только не происходило в разных странах с кошками: их обвиняли в связи с нечистой силой, ведьмами и колдунами, например, перешедшая дорогу чёрная кошка – к несчастью (в России), в Великобритании – к удаче. В некоторых странах их считают священными. Например, в Бирме. Согласно легенде, однажды на священный храм, где жили кошки, напали враги. У настоятеля (словарная работа) случился удар, и он умер. Любимая белая кошка жреца прыгнула ему на голову и тотчас превратилась в золотисто – бежевую. Лишь кончики лап, которыми она коснулась головы жреца, остались белыми – цвета добродетели.

С тех пор как кошек одомашнили в Древнем Египте, они являются одними из самых популярных персонажей в мировой литературе. Таким вниманием мифы, легенды, сказки, басни, рассказы не удостаивали даже собак. Возможно, это связано с загадочностью кошачьей натуры: ласковые и покорные днём, ночью кошки превращаются в решительных охотников.

III.

Ребята, вспомните и назовите произведения, героями которых являются коты и кошки. (Редьярд Киплинг. “Кошка, которая гуляет сама по себе”; Л.Н. Толстой. “Кот с бубенцом”, “Мышь, петух и кот”, “Кошка и лисица”; А.И. Куприн. “Ю-ю”, К.Д. Ушинский. “Плутишка кот”, Ш. Перро. “Кот в сапогах” и другие.

IV.

Учитель: Образ Кота в сапогах – умника и пройдохи,- родившийся на юге Франции, воссоздал в своей сказке Шарль Перро.

Слайд 2. Портрет Ш. Перро.

Слайды 3-5 с иллюстрациями.

V.Выступления учащихся по плану:

  • Внешность Кота в сапогах;
  • Слова и выражения, которые описывают его характер и поведение.

Выводы: Хитрый Кот не только раздобыл для хозяина богатство, но и сосватал ему принцессу.

VI.

Учитель: Только что прочитан нами рассказ К.Г. Паустовского “Кот ворюга”. Как писатель пишет о нём? (Высказывания учащихся). Да, вы правы, писатель говорит о нём как о человеке, “очеловечивает” его. Прочитаем: “это был кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит”. Но когда создавались сказки, люди действительно верили, что животные имеют какие – то человеческие качества. А когда писатель пишет о животном как о человеке со своим характером, это просто литературный приём. Писатель создаёт портрет кота. Находит точные и разнообразные слова и сравнения для обычного кота.

VII. Работа с главой “Мой дом” очерка К.Г. Паустовского “Мещёрская сторона”

Слайд 6. Иллюстрация к главе.

1. Чтение главы и выделение глаголов, называющих действия котов, передающих их характер. (Шныряют, берут дом в осаду, подвывают, смотрят, осторожно перелезают, подымаются на задние лапы. Наглый кот “подпрыгивает, вцепляется мёртвой хваткой, висит, качается, старается оторвать”. Коты протискиваются, застревают, прижимают уши, закрывают глаза, начинают отчаянно кричать).

2.Выводы: Писатель отлично знает повадки котов и выразительно их описывает.

- Скажите, как автор относится к животным? А вы? Подтвердите свой ответ примерами.

VIII.

Иногда кошка уходит от человека, а иногда её бросает человек. В некоторых странах для бездомных кошек организованы приюты. А древнейшему приюту при церкви Святого Лаврентия во Флоренции уже более 200 лет. Есть и международная федерация любителей кошек (ФИФЕ). Человек не должен предавать своих маленьких друзей. Прежде чем принести домой маленького котёнка, нужно серьёзно подумать о его будущей судьбе. Чтобы кошка была счастлива, её необходимо любить.

IX. Домашнее задание.