Урок-конкурс "Части речи", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока: повторить, систематизировать знания учащихся о частях речи, активизировать мысль детей.

Задачи:

1. Повторение знаний о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе).

2. Развитие познавательного процесса, внимания, мышления, воображения, памяти, речи; формирование навыков обобщения материала в координатно-матричной системе.

3. Воспитание культуры организации учебной деятельности; экономическое воспитание; профориентация учащихся.

4. Формирование умения работать в сотрудничестве.

Педагогические технологии: технология сотрудничества, метод проекта, технология моделирования.

Структура урока.

-Сегодня урок русского языка пройдет в необычной форме - форме КОНКУРСА.

Конкурс - смотр кого-либо, чего-либо, дающий возможность выявить наиболее достойных из числа его участников.

Для этого нам необходимо создать конкурсную комиссию, которая определит победителей и вручает соответствующие документы. Итак, начнем.

К нам поступил заказ от учащихся 4-х классов на составление матрицы по изученным частям речи. С победителями конкурса будет заключен контракт.

Контракт - письменный договор, соглашение со взаимными обязательствами заключивших его сторон.

Задача участников конкурса - к выполнению заказа подойти ответственно.

В ходе конкурса за каждый правильный ответ вы будете получать бонусы, количество которых будет подсчитывать конкурсная комиссия. И по количеству набранных вами бонусов будет вам предоставлено право выбрать часть речи, на которую вы составите матрицу, т. е. выполните заказ.

Открыли тетради, записали число, классная работа и наши новые слова, с которыми мы познакомились.

Начинаем наш конкурс, а помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

1 задание. Каждая команда должна доказать свою способность участвовать в конкурсе. Капитаны выбирают листок с заданием. Используя все буквы, составьте слово-название своей команды.

О Т К И З Н А

Р Е Г М И О Т А

(ЗНАТОКИ)

(ГРАМОТЕИ)

КИНУМИ

(УМНИКИ)

- Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать следующий конкурс.

2 задание. Конкурс "Заработай бонус".

1. В данном конкурсе в диалоге каждая команда в качестве одного шага имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя друг друга.

Что вы знаете об ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ?

Игра "Что лишнее?"

-мышь, тишь, ёрш, тушь
-луч, дочь, меч, грач
-рожь, чиж, стриж, нож

- Какая это орфограмма?

-На доске предложение. Прочитайте. Из каких частей речи оно состоит?

Олень - _______, _______ животное с ________ рогами.

Как украсить предложение?

Олень - красивое, стройное животное с ветвистыми рогами.

Запишите предложение, определите род, число, падеж имен существительных.

2. Следующая часть речи - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Что вы знаете о нем?

Игра "Назови одним словом".

-тополь, клён, берёза, ель - ДЕРЕВЬЯ

-волк, лиса, заяц, медведь - ЖИВОТНЫЕ

-брусника, земляника, черника - ЯГОДЫ

Подберите к ним как можно больше прилагательных и запишите их в тетрадь.

МОЛОДЦЫ.

3. Следующая часть речи ГЛАГОЛ. Что вы знаете о глаголе?

Работа с пословицами.

Друг познаётся в беде.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Определите форму глагола. (3 ЛИЦО, ЕД. ЧИСЛО.)

Объясните пословицы.

И если вы будете дружно, слаженно работать в своей группе, то вы легко справитесь с работой, контракт на которую вы выиграли.

(Подсчёт бонусов. Выбор контрактов.)

4. А теперь ваше главное задание - выполнение заказа на составление матрицы на данную часть речи.

Самостоятельная работа учащихся.

Защита своих работ.

5. - На сегодня наша работа завершена. Я благодарю всех участников. А сейчас самое приятное - вручение командам-участницам дипломов за участие в данном конкурсе. Хочу сказать, что на свою матрицу вы можете получить патент на использование вашего изобретения. А точное значение слова патент вы найдёте дома и на следующем уроке мне расскажете.

Приложение