Социально-педагогический проект "Гражданско-правовое воспитание в условиях классного коллектива"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


I . КРАТКАЯ СПРАВКА-АННОТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ

Актуальность представленного социально-педагогического проекта

Сложность переходного периода в развитии нашего государства, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обусловливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки молодежи к современной жизни. Политическим руководством страны декларировано, что российским обществом в настоящее время взят курс на построение правового государства. Не вызывает сомнения, что непосредственно участвовать в этом процессе и жить в гражданском обществе предстоит нынешнему поколению детей и подростков.

“Последнее десятилетие ХХ и начало ХХI века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью” [6].

В качестве наиболее западающего звена в современном школьном образовании следует, в первую очередь, отметить слабое решение задач воспитания подрастающего поколения. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политике в области образования [5].

В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.

Однако приходится признать, что “в постсоветский период так и не удалось создать целостную систему воспитания в школе, ориентированную на становление и развитие личности, готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве, личности свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной, толерантной, характеризующейся гражданственностью и патриотизмом” [2].

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы.

“На первой ступени (начальная школа) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог” [6].

Таким образом, современные тенденции в общественно-политической жизни страны выдвигают особые требования к процессу образования новой генерации молодых граждан России. Педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование истинного гражданина и патриота своей Родины, человека, осознающего высокую ценность свободы и демократии, личности социально активной и ответственной.

Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы направленной на развитие чувства гражданственности и патриотизма, поскольку именно они максимально способствуют возникновению у школьника активной жизненной позиции.

Цель проекта: Формирование у младших школьников основ гражданской компетентности личности.

Задачи проекта

Задачи Ожидаемые результаты
Первый этап (мотивационный)

Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.

Создание мотивации участников практико-ориентированного проекта.

Дать понятие гражданского общества.

Понимание учащимися роли прав и обязанностей в школьной жизни, в жизни общества.
Второй этап (планирующий - подготовительный)

Определение темы и цели детского проекта, формулирование задач.

Составление с учащимися плана работы над проектом.

Формирование у учащихся основ планирования своей деятельности.
Третий этап (информационно-операционный)

Изучить с учащимися необходимую для деятельности литературу:

“Права и обязанности учащихся сош №14” (из “Устава сош № 14”);

“Мои права” (учебник).

Разработка детьми “Устава класса”.

Создание “Устава класса”.

<Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>.

Умение учащимися оценивать свои поступки, в соответствии с общепринятыми правами и обязанностями в классном коллективе.

Создание слайдовой презентации проекта (Приложение 1).

Четвертый этап (рефлексивно-оценочный)

Документальное оформление проекта.

Анализ полученных результатов, сравнение того, что получилось, с тем, что было задумано.

Презентация проекта на школьной научной конференции.

Оценка учениками своего участия в проекте.

Обращение к “Уставу нашего класса”, как общепринятому документу управления в классе.

Приобрести опыт публичных выступлений.

I I . ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Идеи, рабочая гипотеза, объект и предмет исследования

Основная идея проекта заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовывать свои функции не только в форме передачи детям определенной суммы знаний, умений и навыков, но и реально готовить учеников к участию в строительстве гражданского общества.

Необходимо, чтобы образовательный процесс, осуществляемый в условиях воспитательной системы школы, был ориентирован на эффективную подготовку детей к реальной жизни.

В этой связи важно ответить на вопросы:

  1. Что нужно сделать, чтобы образовательное пространство школы превратилось в гражданско-правовое пространство?
  2. Что нужно сделать, чтобы отношения типа “учитель-ученик” одновременно выступали и как отношения типа “гражданин-гражданин”?
  3. Объект исследования: классный коллектив.
  4. Предмет исследования: гражданско-правовые отношения.
  5. Гипотеза исследования: совместная работа над проектом “Устав класса” повысит уровень гражданской компетентности личности, обеспечит
  6. формирование реального опыта жизнедеятельности школьника в гражданско-правовом пространстве классного коллектива.

Предполагаемые методы

Для решения намеченных задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы:

  • Анализ психолого-педагогической, методической литературы;
  • Педагогическое наблюдение;
  • Интервьюирование.
  • Основные термины:

Под гражданско-правовым воспитывающим пространством будем понимать совокупность социально-педагогических условий, возникающих благодаря специально организуемой деятельности и направленных на сотворчество субъектов образовательного процесса. Важнейшим признаком гражданско-правового пространства являются установившиеся внутри его гражданско-правовые отношения.

Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.

Инновационный потенциал проекта

Предоставление методических рекомендаций по организации проектирования в начальной школе и становление в образовательном учреждении действующей модели гражданского общества.

I I I . НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования - создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетенций.

Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, учителя. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.М.Матюшкин, В.В.Репкин, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно – ориентированного педагогического пространства, диалоговыми формами взаимодействия с детьми.

При работе над проектом также следует учитывать, что младший школьник, в силу возрастных ограничений, не обладает достаточным опытом (социальным и познавательным), необходимым для самостоятельной реализации проекта. Поэтому учитель выступает в роли координатора в своем собственном статусе, направляя работу, организует отдельные этапы проекта. Соблюдает консультирующую функцию, без навязывания своего решения. Работа над проектом ведется в содружестве с учащимися, по плану, разработанному совместно, учитель координирует каждый этап.

Кроме того, для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем [4]:

  • Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений:
    • Умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита информации или способов действий);
    • Умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свою точку зрения);
    • Умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).
  • Развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”:
    • Развитие аналитико-синтетических действий;
    • Сформированность алгоритма сравнительного анализа;
    • Умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
    • Перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
  • Опыт развернутой, содержательной, дифференцированной деятельности, которая способствует формированию у детей, следующих необходимых умений:
    • Адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
    • Обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
    • Выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи).

Планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, согласовываются способы совместной деятельности: сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности).

Информационно – операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).

Рефлексивно - оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективно оценочной деятельности).

Проектное обучение следует использовать как дополнение к классно-урочной системе, наряду с другими активными методами обучения. Ценным является сам процесс разработки проекта, более того, процессуальная сторона проекта во многих случаях выходит на первое место.

I V. РЕФЛЕКСИЯ

В работе над проектом приняли участие ученики четвертого класса. Работа над “Уставом” затронула большую часть классного коллектива. Дети активно составляли свои варианты прав и обязанностей учащихся. Необходимо отметить, что обязанностей, выдвинутых детьми, было больше, чем прав. На классном часе обсудили соотношение прав и обязанностей в жизни общества, отметили, что права и обязанности связаны между собой и одно вытекает из другого.

Общий единый вариант был составлен после обсуждения на заседании актива класса пяти вариантов, представленных каждым звеном.

В работе по оформлению “Устава” принимала участие редколлегия и все желающие. После завершения групповой работы и непосредственного выполнения проекта дети высказывали свое мнение в письменных отзывах. Учащиеся отметили не только свое эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали ее содержательный анализ. В целом проект нашел значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала пониманию отношений “гражданин-гражданин”.

“…Мы решили сделать “Устав нашего класса” потому, что в классе возникали конфликтные ситуации. Мы старались, и у нас неплохо получилось” (Ходова Н.)

“…Мне очень понравился “Устав нашего класса”. Работа красивая и нужная. Работа была не легкой, но интересной” (Сильченко Ю.).

“…Я думаю “Устав нашего класса” должен соблюдаться всеми учениками класса. Я думаю, когда Устав будет готов, у нас в классе будет меньше конфликтов” (Копылова Г.).

“Мне понравилась идея устава класса. Это очень интересное занятие. Нарисовать, написать, придумать что-то. И те, кто писал и помогал в составлении “Устава”, сделал хорошее дело для всего класса” (Рассказова Д.).

“Мое мнение: все дети, которые участвовали в проекте – молодцы, они помогли всему классу. Но я не довольна, что не все дети делали “Устав”. Это говорит о том, что их мало заботит жизнь класса” (Гарибян В.).

“…Мне очень понравилось, как написан “Устав”. Я надеюсь, что теперь конфликты в нашем классе с помощью “Устава” будут решены. И еще с помощью этого мы научились правам и обязанностям” (Тако И.).

Литература

  1. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа.2004, №2.
  2. Воспитание юного гражданина – острая проблема современного школьного образования // Преподавание истории и обществознания в школе.2003, №7.
  3. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебник. Ростов-на - Дону, 2001.
  4. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. / Современное состояние и проблемы // Начальная школа. 2006, №1.
  5. Луков В.А. Социальное проектирование. М., Флинта. 2003.
  6. Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 года №13-51-08/13 “О гражданском образовании учащихся Российской Федерации” //Вестник Образования России.2003, №7.
  7. Программа “Правовое воспитание в школе”// Школьное планирование. 2005, №2.

Презентация.