Использование ИКТ в начальной школе на уроках окружающего мира "Насекомые", 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • познакомить детей с многообразием насекомых;
  • выделить их существенные и отличительные признаки;
  • воспитывать добрые отношения к маленьким соседям по планете;
  • развивать творческие способности.

Ход урока

Организационный момент.

I. Знакомство с многообразием насекомых.

1. Целеполагание.

-Мы много изучили животных, многое узнали о них. Как вы думаете, о каких животных следует ещё поговорить?

-Давайте разгадаем кроссворд, и узнаем, с какой группой животных мы будем знакомиться?

Презентация (Слайд № 7)

Выполняя задание, дети получают ключевое слово - насекомые.

- С какой группой животных мы будем знакомиться?

- С насекомыми.

- Для чего нам это нужно?

- Чтобы узнавать их среди других животных.

Приглядись и удивись.

Дети читают стихотворение; называют животных, изображенных на условных

рисунках; говорят о том, почему их можно назвать непоседами.

(Они всё время бегают, прыгают, летают, их не просто увидеть, найти, поймать).

2. Рубрика «Это интересно»

Насекомые - самая многочисленная группа животных. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, и разные жуки, и такие надоедливые летом мухи и комары. Большинство насекомых питаются растениями, но есть среди них и хищники. Например, стрекоза охотится на комаров и мошек. Обитают насекомые в воздухе, в воде, в почве.

-О чём узнали из рубрики «Это интересно»?

-Давайте попробуем выявить существенные признаки насекомых.

(слайд № 8)

(Выполняя задание, дети при помощи рисунков определяют признаки насекомых. Выясняют количество ножек, находят части тела, отмечают их цифрами, затем дополняют предложения этими данными.) (см. Приложение Рисунки.)

Вывод: У любого насекомого тело разделено на 3 части: насечки - отсюда и слово насекомые, голова, грудь и брюшко, причём голова отделена от грудки, у них есть чувствительные усики.

Узнай животное по описаниям.

  1. -Я плету красивую лёгкую cеть, чтобы поймать себе на обед насекомых. Я не летаю, а тихонько жду, когда кто-нибудь попадёт в мою ловушку. У меня восемь ног.
  2. -Я делаю землю плодородной. Рою узкие ходы, чтобы корни растений могли дышать. Меня можно найти под старыми корешками. После дождя я выбираюсь на поверхность подышать.
  3.  –Моё тело покрыто пушком. Мой звук – жужжание. Только я могу добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным хоботком. У меня шесть ног и есть крылышки.
  4. Я не умею бегать и летать, я только ползаю. Иногда я бываю очень пушистой. Питаюсь я сочными листьями растений.

1.Учащиеся подписывают названия животных.

2.Отмечают насекомых.

(Слайд № 9)

Цепи питания животных.

-Составь цепь питания.

Выполняя задание, дети делают вывод: Так как в природе всё взаимосвязано, те и другие существуют друг для друга - нельзя нарушать баланс

Физкультминутка

«Бабочки на лугу».
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка. (Сидят на корточках.)
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.

(Дети машут руками, имитируя полет бабочки, можно в сопровождении легкой мелодии вальса.)

4. Прослушивание текстов и ответы по содержанию (коллективная работа).

(дополнительный материал о насекомых см. Приложение)

Кузнечик.

Из травы, с зеленой кочки
Раздается странный звук,
Будто рядом молоточки
Выбивают тук-тук-тук!
Будто к наковальне встал
Очень ловкий человечек.
То в траве застрекотал
Маленький кузнец –
Кузнечик.

Е. Ильин

- Объясните, почему кузнечика так назвали.

Кузнечиков называют длинноусыми и прямокрылыми. У них есть особенность - они умеют стрекотать: одно надкрылье насекомого трётся о другое.

Жук.

Жук при полете издает звуки: жу-ж-ж-жу! Поэтому его жуком и назвали, а вот сверчок спрячется где-нибудь и начнет беспрерывно стрекотать: свьр-свьр-свьр! Будто свое имя произносит: «Сверчок! Сверчок!».

-Объясните, почему жука и сверчка так назвали

Светлячок.

Мы разглядели в высокой траве и поймали маленького червячка. Конец его мягкого брюшка светился зеленоватым холодным огоньком, очень похожим на крошечный фонарик.

...В теплые летние ночи вдоль тропинки появлялось очень много светлячков. Вечерами мы выходили слушать соловья, и нам казалось, что вся тропинка, как в праздник, украшена зелеными фонариками-огоньками.

И. Соколов-Микитов

-С чем автор сравнивает светлячков?

- Бабочка лучше других насекомых даёт себя рассмотреть близко и долго, особенно, если ей по вкусу пришёлся нектар цветка. Многие поэты воспевали красоту и легкость полёта бабочки. А что же произошло в данной ситуации на рисунках?

(Дети рассматривают рисунок, высказывают свои суждения о нравственной стороне поступка детей.)

Выполняя это задание, дети восстанавливают порядок действий; дают советы о том, как правильно нужно вести себя с насекомыми и почему.

-Почему некоторые большие красивые бабочки стали редкими?

-Почему их надо знать и оберегать?

-Для чего нужна Красная книга?

Вывод: Чтобы каждый житель на Земле знал, какие растения и каких животных нам необходимо особенно беречь и охранять, ведётся Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных.

Красная книга редких исчезающих видов животных впервые была издана в 1966 году. Красный цвет книги – это сигнал опасности.

(Слайд №10, 11)

-Давайте посмотрим, какие насекомые занесены в Красную книгу Хакасии.

III. Закрепление изученного

1. Вставь пропущенные цифры.

У всех птиц_____ ноги, а у насекомых _____ ног.

У птиц ______ крыла, а у насекомых бывает_____ или _______крылышка. Тело насекомых насечено на _______ части.

IV. Итог урока

-Как можно узнать насекомое среди других животных?

-Как передвигается (ползает, летает) насекомое?

-Где живёт?

-Чем питается?

-Какую пользу приносит?

Домашнее задание.

Узнай, какие ещё насекомые твоей местности занесены в Красную книгу.

(Сообщение)