Урок литературы в 8-м классе "Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»"

Разделы: Литература


Цели:

образовательная:

  • сообщить учащимся сведения из жизни писателя – сатирика;
  • подготовить учащихся к восприятию нового произведения;
  • создать установку на правильное понимание текста, пробудить интерес к новому жанру- комедия;

воспитательная:

  • формировать у школьников любовь к литературному слову;

развивающая:

  • продолжить работу над совершенствованием навыков выразительного чтения и устной речи учащихся.

Тип урока: вступительное занятие (подготовка к восприятию)

Методы и приёмы: работа со статьёй учебника, беседа, литературная игра, работа с портретом;

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина, А.П.Платонова, словарь С.И.Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, дети!

- Сегодня у нас урок литературы.

- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку.

- Чтобы наш урок прошёл успешно, давайте улыбнёмся друг другу и тихо сядем.

- Хорошо.

II Вступительное слово учителя

- Сегодня на уроке мы рассмотрим такую тему.

- Прочтите на доске (Писатель-сатирик. Жизненная основа комедия.).

- Понятна ли вам, дети, тема урока? (Нет).

- А почему?

(На доске не указаны конкретные названия, что за писатель-сатирик, какая комедия).

- А узнать все тайны поможет нам сегодня "Бюро литературных находок".

- Посмотрите внимательно на доску. Перед вами несколько портретов поэтов и писателей.

М.В. Ломоносов

А.С. Пушкин

Н.В. Гоголь

А.П. Платонов

- Подумайте, кого можно считать писателем-сатириком и почему?

(Я думаю, что Н.В.Гоголь, т.к. М.В.Ломоносов писал оды, А.С.Пушкин — стихи, повести, А.П.Платонов — рассказы).

- Верно.

- А о какой комедии идёт речь, подумайте.

(Я думаю, о комедии "Ревизор", т.к. мы её читали дома).

- Правильно!

- Итак, тема урока "Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. Жизненная основа комедии "Ревизор".

- Запишите тему урока себе в тетрадь

III Разговор у портрета

- Давайте поработаем над портретом Н.В.Гоголя, который перед вами в учебнике.

- Что в данном портрете привлекло ваше внимание?

(Меня удивил выразительный взгляд сатирика). (Мне понравилось причёска, к тому же она очень необычна).

- О каких чертах характера Н.В.Гоголя можно судить, глядя на портрет?

(Я думаю, что Н.В.Гоголь был добрым человеком, об этом свидетельствуют глаза).

(А я думаю, что Гоголь был умным, об этом свидетельствует широкий лоб).

- Что можно сказать про одежду сатирика?

(Одет элегантно, на шее - шарф, это соответствует эпохе первой половины 19 века).

- Совершенно верно.

IV. Работа со статьей учебника

- Что вам уже известно о жизни и творчестве сатирика из ранее изученного?

(Мне известно, что Н.В.Гоголь родился в местечке Большие Сорочины).

(А я читал о том, что в 1818 году поступил в Полтавское уездное училище, потом в Нежинскую гимназию).

(Я знаю, что в 30-е годы писатель знакомится с А.С. Пушкиным)

- А сегодня мы должны познакомиться со статьями учебника " Великий сатирик о себе", "Гоголь о театре".

- Перед тем, как начать читать, посмотрите на доску. Здесь даны вопросы, на которые вы должны ответить после прочтения.

-Прочтите, пожалуйста, вопросы на доске.

(1. О каком принципе мечтал Гоголь в юности?

2. Какое умение, развившееся в Гоголе, помогло ему стать писателем?

3. Какое отношение А.С.Пушкин имеет к Н.В.Гоголю?

4. Какую задачу ставил перед собой Гоголь, приступая к созданию комедии "Ревизор"?

5. Какова роль театра, по мысли сатирика?)

- Теперь будем читать текст "по цепочке", не забывая про вопросы.

(Дети читают, учитель следит и исправляет ошибки).

- Закончили!

- Теперь давайте ответим на поставленные ранее вопросы.

- Кто желает?

- Пожалуйста.

(1. Гоголь мечтал о государственной службе, которая даст возможность "сделать что-то для общего добра", мечтал служить на благо Родины)

- Хорошо.

- Далее,

(2. Умение угадывать человека)

- Кто продолжает?

- Пожалуйста.

(3. Задумав написать комедию, Гоголь искал смешной сюжет и обратился за помощью к Пушкину. Именно Пушкин подсказал сюжет "Ревизор", рассказав, как его приняли за важное лицо, прибывшее в Петербург с тайным поручением, когда он в Оренбурге собирал сведения о Пугачёве.)

- Молодец.

- Далее.

(4. "...собрать в одну кучу все дурное в России ... и за одним разом посмеяться над всем").

- И последний вопрос.

(5. Театр - великая школа, которая даёт зрителям живой полезный урок.)

-Совершенно верно.

- Поднимите карточки зелёного цвета, для кого материал показался интересным, новым, полезным?

(Дети поднимают)

- А ты, Настя, уже всё знала?

(Да. Я прочитала эту информацию в книге С.М.Машинского "Художественный мир Гоголя").

- Замечательно!

- Всё, что узнали из прочитанного, вы должны запомнить, т.к. это важная информация.

V. Словарная работа

- Для того, чтобы при изучении комедии Гоголя знать значения встречающихся слов, мы проведём словарную работу.

- Будем работать по группам. Каждая группа получит карточки со словами, значение которых вы найдёте, заглянув в словари, которые лежат у вас на столах.

1 гр.

Водевиль

Репертуар

2 гр.

Плагиат

Фабула

3 гр.

Пародия

Эпиграмма

- Итак, приступили все к работе, будьте внимательны.

(Дети работают)

- Давайте проверим, что вы нашли.

Слово предоставляется первой группе.

(Дети зачитывают)

- Класс, вы слушаете и записываете в рубрику “Словарь урока”.

1гр. - Водевиль — короткая комическая пьеса, обычно с пением.

Репертуар- 1 совокупность пьес, музыкальных и других произведений, идущих в театре. 2 совокупность исполняемых кем-то театральных ролей, музыкальных произведений.

2гр. - Плагиат- выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем.

Фабула — внутреннее строение произведения.

3гр. - Пародия — 1 комическое или сатирическое подражание кому, чему- нибудь. 2 неудачная, превращающаяся в насмешку, издёвка.

- Хорошо.

- Как вы думаете, для чего необходимо знать значение этих слов.

(Эти слова имеют непосредственное отношение к театру, а Н.В.Гоголь и театр- это единое целое).

VI. Итоги урока

- Сейчас мы поиграем в игру "Снежный ком", т.е. по цепочке, начиная со слова Н.В.Гоголь, вы проговариваете всю информацию, которую узнали на уроке (дети играют, тем самым,"восстанавливая" материал).

- Хорошо.

- А теперь заполните свои карточки "Мои Успехи" и покажите.

Урок оказался для меня бесполезным. 0
Урок оказался для меня полезным. 5
Я на уроке испытывал трудности. 2
Моя оценка за работу на уроке. 4

(Оценивание происходит и пятибальной системе).

- Хорошо.

VII Домашнее задание

1)-Составьте тест по комедии Н.В.Гоголя, используя вопросы по сюжету.

(Например: Какую пословицу Гоголь взял в качестве эпиграфа к комедии “Ревизор”?

а) на всякого мудреца довольно простоты;

б) на зеркало меча пенять, коли рожа крива;

в) не в свои сани не садись.

2) Индивидуальное задание. (Подготовка сообщений на 7-10 минут)

1 уч-ся - Первая постановка "Ревизора" в Петербурге.

2 уч-ся - Постановка комедии в Ленинградском Большом драматическом театре имени М. Горького.

3 уч-ся - Постановка пьесы в Москве.

- На этом наш урок подошёл к концу.

- До свидания.

Оформление доски

Литература

1. Беленький Г.И. Учебная хрестоматия 8 класса. Москва, 1999.

2. Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. Москва, - 2001.

3. Маранцман В.Г. Комедия Н.В.Гоголя "Ревизор" в школьном изучении. Ленинград, 1975.

4. Манн Ю. Поэтика Гоголя. Москва, 1988.

5. Шульц. С.А. Гоголь. Личность и художественный мир. Москва,1994.