Решение линейных уравнений, содержащих параметр

Разделы: Математика


Аннотация к уроку

Данный урок является уроком изучения нового материала. Материал урока направлен на развитие логического мышления, алгоритмической культуры, интуиции, навыков исследовательской деятельности, творческих способностей учащихся. Задачи подобраны одно-двухшаговые и алгоритмичные по своему решению. Структура урока: постановка цели и задач урока; повторение умений и навыков, являющихся опорой для восприятия новой темы; проведение проверочных упражнений (устное решение уравнений); ознакомление с алгоритмом решения линейных уравнений с параметром, упражнения на закрепление данного алгоритма; тренировочные упражнение по образу и подобию в виде самостоятельной работы; самоконтроль учащихся; решение уравнений с дополнительным условием, с использованием геометрических представлений входящих функций, предполагающие элементы творчества в деятельности учащихся.

Цель урока: способствовать формированию навыков решения линейных уравнений с параметром.

Задачи урока:

  • Образовательная – показать алгоритм решения уравнений, формировать осознанный подход к решению уравнений с параметром;
  • Развивающая – способствовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, творческих способностей, интуиции.
  • Воспитательная – воспитать самостоятельность, ответственность, способствовать формированию алгоритмической культуры, рациональному использованию времени.

Оборудование: проектор, слайды.

Литература: учебное пособие Г.А. Ястребинецкого “Задачи с параметрами”, Пособие для поступающих авторов: В.А. Нырко, В.А. Табуевой “Задачи с параметрами. Текстовые задачи”.

Ход урока

I. Организационный момент

Сформулировать тему урока и его цели

II. Актуализация знаний учащихся

Слайд № 1.

1. Вспомним решение простейшего линейного уравнения ax = b

(сравните, пожалуйста, обозначения вверху и в таблице, приведенной ниже, в дальнейшем епременные будут обозначаться так, как показано в таблице, хотя вид и несколько непривычный)

2. Решим устно уравнения:

Данное уравнение содержит параметр.

Слайд № 2 Параметр – неизвестная величина, которая считается постоянной при решении конкретной задачи.

Решить уравнение с параметром – значит найти все решения этого уравнения для каждого допустимого значения параметра.

В правой части уравнения конкретное число, не равное нулю, следовательно, решение данного уравнения будет зависеть от значения параметра o:

Слайд №3 Решение задач с параметрами базируется на использовании свойств входящих в задачу функций. Но знания известных (стандартных) алгоритмов решения уравнений (или неравенств) недостаточно, поскольку решение задач с параметрами всегда содержит перебор и исследование различных возможных ситуаций.

3. Решим уравнения.

Выясним, при каком значении параметра а коэффициент перед х обратится в ноль:

(назовем его контрольным значением параметра или К.З.П.),

Тогда если:

4. Самостоятельная работа.

5. Самопроверка

6. Упражнение с введением дополнительного условия

Решим задание второго варианта, введя дополнительное условие:

Найти все значения параметра а, при каждом из которых решение уравнения

()принадлежит отрезку [0; 1]. Так как решение данного уравнения уже есть, необходимо лишь учесть дополнительное условие и выделить те решения, для которых выполняется двойное неравенство:

7. Использование различных способов для решения уравнения с параметром

Слайд № 6 Во многих задачах с параметрами геометрическая интерпретация уравнений или неравенств и их решений помогает исследованию существования решения, установлению их количества и вычислению решений в зависимости от параметра а.

Так в рассмотренном примере можно было простроить график кусочно-линейной функции у = f(х) и рассмотреть возможные ситуации пересечения этого графика с семейством прямых у = а.

График у = |х - 1| + |х -3| - ломаная с точками (1,2), (3,2), (0,4), (4,4) и прямая у = а имеют общие точки при а = 2 х I [1,3], при а > 2 – две точки с абсциссами х = х1 – решение уравнения 2х – 4 = а и х = х2 – решение уравнения 2х + 4 = а

Итак, здесь уравнение с параметром решено различными методами:

  1. аналитическим (алгебраическим) и
  2. геометрическим с рассмотрением соответствующих линий в плоскости хОу.