Цели: Обогащение и активизация словаря по теме “Осень”. Построение и употребление в речи фразы: Имя существительное + глагол. Практическое употребление предлога НА. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Оборудование: Картинки сюжетные, разрезные; слайды.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика.
- Развитие мелкой моторики рук.
На мониторе компьютера картина по теме “Осень” (осенние листья).
ЛОГОПЕД:
Ходит осень по дорожке
Промочила осень ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Потерялось где-то лето.
Какое время года изображено на картинке?
- Почему вы так думаете?
ЛОГОПЕД: А теперь раскрасим листочки в цвета осени.
- Какой карандаш возьмет Дима (Паша)?
- Почему?
4. Построение фразы по типу: имя существительное + глагол. Практическое употребление предлога НА.
- На подставке выставлены картинки (Приложение 1). Задание: слушайте меня внимательно и скажите, про какую картинку я прочитала стихотворение.
А) На спинке я гриб несу, самый сильный я в лесу.
- Кто идет по лесу?
- Что делает ежик?
Б) Носит белка целый день про запас грибы из леса.
В) Дождь осенний льет и льет, а грибок растет, растет.
- Д/И “Четвертый лишний”: Какая картинка лишняя? Почему? (потому, что она про лето; летняя и т.п.)
- Работа с сюжетной картиной. Рассматриваем картинку и очень четко отвечаем на вопросы:
- Какое время года наступило?
- Что опадает?
- Что желтеет, краснеет?
- Что вянет?
- Кто скачет?
- Кто идет?
- Куда падают листья?
- Где растет шишка?
- Где растут ягоды?
5. Физкультминутка.
Дует, дует ветер, дует, задувает.
Желтые листочки с дерева срывает.
И летят листочки, кружат по дорожке.
Падают листочки, прямо нам под ножки.
6. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными значениями. Закрепление понятия большой – маленький, учимся говорить про предмет ласково (Приложение 2).
Яблоко – яблочко
Шар – шарик
Кукла – куколка
Мяч – мячик
Чайник - чайничек
7. Работа с разрезной картинкой (см.Приложение 3)
На мониторе картинка с изображениями осенних листьев. Детям раздаются такие же картинки, только разрезные. Предложить собрать по образцу.
8. Итог занятия.