Методическая разработка учебного занятия по литературе (фольклору) "Бабина каша" (семейно-бытовой родильный обряд)

Разделы: Литература


Тип: Сообщение новых знаний.

Форма: Урок-спектакль, пресс-конференция.

Методы: монолог, диалог, иллюстрации, ролевая игра, анализ.

Цель: Формировать ответственное отношение к своей жизни, характера, постигая философские понятия добра и зла, счастья, долга перед собой, родителями, обществом.

Задачи:

  1. Рассказать и показать один из элементов родильного обряда у русских, описанных этнографами Успенским и Сахаровым;
  2. Пробудить у слушателей и участников действия воспоминания о своих истоках, не дать забыть «кто мы и откуда есть»;
  3. Учить осмысленному отношению к своим поступкам, глубокому пониманию предназначения на Земле.

Оборудование: половик, очеп (приспособление), на нём подвешена зыбка, кукла, стол, сервированный глиняной посудой (кувшин, графин, кружки, стаканы, стопки), горшок с гречневой кашей стоит в шапке, на столе калачи, пироги, печенье, квас, сбитень.

Методическое оснащение: Фонограммы мелодий русских народных песен (колыбельные, плясовые), изображение Солнца, заголовок «Бабина каша», эпиграфы: «Человек родился – Солнце улыбнулось». (Пословица), «Бессмертие осуществляется в потомстве». (Л.Н.Толстой), пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек знанием», «Один раз мать родила, один раз и умирать», «Детки – радость, детки ж и горе».

Девиз:

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

(Вадим Шафнер).

Этапы занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Инсценированное представление обряда.
  5. Заключение.

Ход урока

Класс оборудован как горница: от двери на полу половик красиво тканый, слева от доски очеп (приспособление), на нём подвешена зыбка (изготовили дети и родители), в зыбке лежит кукла – младенец, над доской «Солнце», на доске заголовок и эпиграфы, над дверью на плакате девиз; под кашпо на плакатах пословицы «Мир освещается солнцем, а человек знанием», «Один раз мать родила, один раз и умирать», «Детки – радость, детки ж и горе». В горнице накрыт стол, сервированный глиняной посудой (кувшин, графин, кружки, стаканы, стопки), во главе стола горшок с гречневой кашей стоит в шапке. На столе калачи, пироги, печенье, квас, сбитень.

1. Организационный момент.

Гости, и ученики рассаживаются в стороне, частично закрывая стол.

(тихо звучит музыка)

2. Вступительная беседа.

Учитель: Здравствуйте, гости дорогие!

Рады видеть мы вас в нашей сторонке. Славно, что вы приехали сюда. На урок вы к нам попали, а хотим мы, чтоб вы знали: мы гордимся стариною, стала нам она родною.

Наш эпиграф и девиз: (хором с учениками)

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

(Вадим Шафнер)

3. Сообщение темы урока.

Учитель: О важнейших моментах человеческой жизни в далёкой старине мы узнаем по семейно – бытовым обрядам. События в жизни человека, с которыми связаны семейно – бытовые обряды, происходят только один раз. «Один раз мать родила, один раз и умирать».

Поговорим сегодня об одном элементе родильного обряда. (тихо звучит музыка).

Дети: Мы расскажем и покажем! (дети встают и уходят готовиться к спектаклю).

4. Инсценированное представление обряда.

Перед нами молодая семья: жена Марья, младенец Ванюшка, дед Иван, кум, кума, золовки, гости (друзья, подружки, соседи), бабка-повитуха.

Бабка-повитуха:

Да речей вы наших послушайте.
Если ладно будет – порадуйтесь,
Не понравиться что – не прогневайтесь.
А позвали мы вас на « Бабину кашу»
На « Бабину кашу » не нарошечну,
И покажем мы вам обычаи,
И расскажем те свычаи,
Что народом русским
За многие лета накоплены.
(тихо звучит музыка)

Марья - жена, хозяйка, сидя около люльки, поёт, качая младенца. (приложение №1).

А баю, баю, баю,
Спать укладываю.
Спать укладываю,
Приговариваю:
Усни, Ванечка, усни,
Сладкий сон тебя возьми.

Алексей – муж, хозяин дома расставляет посуду на столе. (роль Алексея играет ученик).

А что, мать, хорошо, что у нас Ванечка родился. Отец – то мой уже стар, стал, помощник подрастать будет, да и земли прибавка есть.

Марья (поправив пеленки в зыбке, продолжает петь)

Байки, баеньки, Покой,
Ваня, глазки закрывай.
Когда будешь ты большой.
Будешь рыбку удить
Да тетерку ловить,
Будешь лес рубить
Мамку с тятькой кормить.

Бабка-повитуха (размешивает кашу в горшочке)

Ты верно поступил, Алексей, что в кумовья первых встречных взял, здоровым будет ваш Иванушка, жизнь его долго не прорвётся.

Дед Иван: (стулья вокруг стола расставил, сосчитал что-то, бурчит себе под нос) кряхтит.

Слышишь, Алексей, гостей-то немало пригласил к младенцу на хлеб, соль, кашу есть. Гости-то, когда соберутся. (стук в дверь)

Алексей: А вот и гости! (входят крёстные, здороваются)

Крёстная: (кладёт зелёную веточку в колыбель, приговаривает)

Виноград ты мой, ягодка,
Наливной ты мой яблочек,
Удалой ты будешь молодец!

Крёстный: (посыпает зерно в люльку, приговаривает)

Уродился ты, хорош - пригож
Будешь счастливый, талантливый
На работе ты ретивый да заботливый
Свет, Иван-то Алексеевич!

Хозяин приглашает их к столу, усаживает на почетное место.

Стук в дверь, входят золовки, сёстра мужа.

Дома ли Алексей!?

Дома ли Марья?

(вместе) Спит ли Ванюшечка – душечка

Доброго здравия всем!

(поклонились, младенцу в колыбель подарок положили)

Будь же, Ваня, удалец!

Удалец-молодец

Для девчат красавец!

Марья: Спасибо, золовушки, дорогие.

Алексей: Спасибо, сестрички, родные.

(стук в дверь, входят парни, друзья Алексея)

Парни:

Хозяину и хозяюшке доброго здоровья! А Ивану – свет Алексеевичу – У родителей любимым быть да почетливым!

(дарят подарки).

(Входят гости).

Гости:

Здоровья доброго!
Здравствуйте, все!
В избу жаркую мы пришли с подарками!

(вручают подарки родителям и новорождённому)

Бабка:

Дорогих гостей встречаем
Калачами угощаем
Калачей мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.

Алексей:

Как у нашего соседа
Весела была беседа
И у нас на весь двор,
Будет свой разговор.

(разливает квас)

Марья: Пригласили мы родных и знакомых к младенцу на хлеб, соль, кашу кушать. (гости кивают головой)

Среди почетных гостей у нас кум с кумой! (встают кум с кумой, кланяются)

Бабка: (ставит в шапке горшок с кашей, на тарелке штоф с водкой).

Гости мои любящие!
Гости мои дорогие!
К вам бабушка идёт,
Вам кашу несёт!
Бабушка молоденька,
Несёт кашку сладеньку
Нам не барыши получать
А только народ приучать
Чтобы бабушку знали,
Чаще в гости звали!

Один из гостей: (с недоверием, смешком)

Попробуй-ка сама, бабушка! Бог знает, какую водку ты нам подаёшь: может быть, она наговорная.

Бабка: (сердится) выпивает молча и наливает отцу младенца, даёт в ложке пересоленную кашу со словами:

Пей, отец-родитель, ешь, да будь пожеланней к своему сыну.

Отец, морщится, но съедает кашу, чуть оставляя в ложке.

Солона кашка, а ещё солоней достанутся отцу с матерью детки после.

Бросает кверху оставшуюся в ложке кашу, приговаривая:

Дай только Бог, чтобы деткам нашим весело жилось, и они так же прыгали бы.

Бабка обходит гостей. За столом бабку благодарят словами « хороша, бабушка», « молодец, бабушка»; на подносе тарелка пустая и тарелка с двумя пирогами, куда кладут деньги.

Подходит к кумовьям и говорит:

Как вы видели Ивана под крестом, так бы видеть вам его под венцом.

Бабка обходит всех гостей, они пьют, одаривают бабку, к последней подходит к родильнице.

Шапка-малахай,
А ты родильница,
В год ещё натряхай!

Передаёт всё, что гости наложили.

Марья: (кумовьям даёт по пирогу « ритуальное кушанье»)

Ой, вы, гости мои дорогие. Не тем красен пир, что в трубы трубят, а тем, что люди друг другу добро говорят. Благодарим вас за внимание и доброту вашу.

Алексей: Ешьте, пейте, хозяйского хлеба не жалейте.

(теперь за столом все едят всё)

(звучит музыка)

Учитель: После трапезы гости, пожелав хозяевам всего хорошего, а новорождённому много-много лет, уходят.

Остаются только кум с кумой; им вечером, или утром следующего дня предлагается закуска, что бы «опохмелиться» после обеда. За этой трапезой кум получает от кумы на память платок, за что он, предварительно утирает полученным подарком себе губы, целует куму и одаривает деньгами (от 10 до 15 копеек).

5. Заключение.

Учитель:

Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Алтай наш, края дорогие,
Здесь, издавна русские люди живут!
Они прославляют просторы родные,
Традиции свои берегут!

(звучит музыка)

Приглашаем на пресс – конференцию.

Вопросы на пресс – конференцию.

  1. Почему выбран именно родильный обряд, его элемент « Бабина каша »?
  2. Крещение ребёнка и обряд, одно и тоже?
  3. Что знаете об обряде крещения младенца.
  4. Какими именами нарекали младенцев?
  5. День рождения и День Ангела праздновались, и как?
  6. Чем одаривали во время застолья новорождённого, родителей, бабку-повитуху?
  7. В каких семьях отмечался этот обряд?
  8. В чем заключалась роль бабки-повитухи?
  9. Как выбирались крестные родители ребенку?
  10. Чему обязывали звания « кум » « кума »?
  11. Какова одежда младенца, постель?
  12. Какова была пища младенца?

Отвечая на вопросы гостей, зрителей, « журналистов »,

дети высказали следующие суждения:

***

Человек родился – солнце улыбнулось, - гласит народная пословица.

Среди семейно-бытовых обрядов менее других описан родильный обряд.

Во-первых, православный обряд крещения заслонил собою народные ритуальные действия, совершаемые при рождении ребёнка в древности;

Во-вторых, христианский обряд вобрал в себя всё наиболее значимое в содержании и символике народного обряда, дополнив его в соответствии с представлением православной церкви.

***

Русские спешили крестить младенца, чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда и в сороковой, так как эти числа напоминали события из младенческой жизни Иисуса Христа.

Крещение происходило у всех сословий в церквах; в домах допускалось только по болезни или по крайней слабости новорождённого.

***

При крещении на новорождённого надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нём оставался всю жизнь, новую рубашку и пояс.

Имя давали чаще всего по названию святого, которого память случалась в день крещения.

***

Имя, которым нарекли младенца, положено было некоторое время скрывать, заменять его ложным, иначе колдун, воспользовавшись истинным именем, мог дитя испортить или обратить его в оборотня. У русских долго было в обычаях иметь прозвище.

***

Духовное рождение считалось значительнее телесного. День рождения оставался незаметным, день ангела или именины во всю жизнь праздновался каждым, кому позволяло состояние.

***

Почти все события, случающиеся при родах и крестинах, а так же различные обстоятельства, имеющие какое-нибудь отношение к новорожденному, служат тем или иным указанием на его будущую жизнь.

***

Во время застолья, одаривали мать новорождённого и бабку-повитуху.

Подарки матери – вознаграждение за муки и терпенье.

Зерно, соль, деньги, и игрушки для новорождённого – символы будущего благополучия и счастливой жизни.

***

Родильницы получали от гостей подарки обыкновенно деньгами. Это соблюдалось и у знатных, но только для исполнения обычаев; родильнице в боярском доме давали по золотому.

***

В состоятельных семьях после крестин бабка-повитуха остаётся в доме родильницы с неделю или две.

Обязанность её: заботиться о ребёнке, ежедневно обмывать и пеленать его, ходить за родильницей; если она в доме одна – хлопотать вместе с нею по хозяйству.

***

Счастлива родильница, если бабка опытная и расторопная. Когда родильница достаточно окрепнет, бабка уходит. Этот обряд известен в Сибири под именем «размывание рук».

***

Во время умывания родильницы бабка говорит: « Как хмель лёгок да крепок, так и ты будь такая же ».

А когда моют ребёнка, то приговаривают: «Расти с брус вышины да с печь толщины!»

***

Бабка за свои хлопоты, кроме денег, собранных ею на крестильном обряде, получает ещё один хлеб, мыла с фунт, платок и деньги от гривенника до рубля.

***

«Пойди, введи младенца в православную веру,» - с этими словами отец ребёнка обращается к мужчине или женщине, которых он желает пригласить к себе кумом или кумой.

Приглашаемые отказываются редко, ввиду того расположения, которое высказывается со стороны родителей новорождённого.

***

Звание « кума » и « кумы » соединено с кое-какими тратами.

Кум, например, покупает для младенца крестик, приносит на крестины свой хлеб;

Кума обязана представить ситец на рубашку ребёнку и платок или полотенце священнику.

***

Кум и кума ходили в лес за деревцем для колыбели. Для девочки выбирали ель или липу, для мальчика – дуб или берёзу.

Срубив нужное дерево, кум и кума сразу не уходили из лесу: сначала они выливали на этот пень немного водки, вколачивали в него монетку – приносили жертву божеству леса, потом выпивали рядом с пнём и закусывали. Умилостив дерево, переправляли его домой, а неумилостивленное дерево могло принести ребёнку много горя.

***

Детская постель обыкновенно состоит из холщовой люльки, набитой перьями или чаще сеном, такой же подушки, холщовых простынец, лоскутных одеял.

Одежда ребёнка разнообразна: пеленки, сорочки, пояски, наглазники, нагрудники, чепчики.

***

Чтобы содержать дитя в чистоте, заботливая мать часто сменяет на нём бельё, просушивает постель и, если не ежедневно, то еженедельно его обмывает.

***

Пищею для младенца служит молоко матери, а если его нет, коровье молоко или просто жеваные баранки с сахаром.

Ребёнка кормят три поста, примерно до полутора лет. Потом он кушает за общим столом.

***

Знаток обычаев и обрядов М.Забелин в 19 веке отличал, что у пермяков родильный обряд происходит иначе.

Приложение 2 (Методическая разработка учебного занятия по литературе (фольклору).)