Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь между произведением и множителем

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Повторить состав чисел в пределах 20 с переходом через десяток
  2. Подвести учащихся к выводу: “от перестановки множителей произведение не изменяется”. Создать условия для формирования навыка использования этого правила при составлении “четвёрки” примеров.
  3. Показать взаимосвязь между произведением и множителями, составление и решение прямых и обратных задач.

Оборудование:

  • таблица состава чисел,
  • рисунки и схемы к заданиям,
  • компьютер (ИКТ)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

Дети “цепочкой” составляют и решают “четвёрки” примеров, беря за основу цифры одинакового цвета (Приложение. Рис №1.) Например, один ученик начинает 3+9=12, следующий продолжает 9+3=12, потому что от перестановки слагаемых сумма не изменяется. Третий ученик: 12-3=9, 12-9=3 , потому что если из суммы вычесть одно слагаемое, получится другое слагаемое. Затем учитель ставит другой вопрос по этой же таблице. Что такое 13? Ребята, опираясь на одинаковые цвета, находят все возможные варианты. 13 это 4 и 9, 9 и 4, 5 и 8, 8 и 5, 6 и 7, 7 и 6. И так можно пройтись быстро по всей таблице.

Самостоятельная работа. Составить “четвёрку” примеров, используя числа (по вариантам)

I в. 6, 8, 14 60, 80, 140 II в. 7, 8, 15 70, 80, 150
Запись должна быть следующей:
6 + 8 = 14 60+80=140 (устно) 7+8 =15 70+80=150 (устно)
8 + 6 = 14 8 + 7 = 15
14 - 6 = 8 15 – 7 = 8
14 – 8 = 6 15 – 8 = 7

Какое правило, мы вспоминаем, когда записываем первые два примера?

Дети: От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Какая взаимосвязь осуществляется в следующей паре примеров?

Дети: Если от суммы вычесть одно слагаемое, получится другое.

Следующее задание: поставить знаки (+,-,.)

1 * 38 = 38 44 * 0 = 44 56 * 1 = 55
0 * 52 = 0 1 * 62 = 62 0 * 28 = 0

В каком выражении подойдут сразу два знака? Ответ: 44 + 0 = 44, 44 – 0 тоже будет 44

Если увеличить или уменьшить любое число на 0 , то получится, то же самое число.

Повторение таблицы умножения на 3 и 4.Записать результаты в тетрадях.

3

x 4
2
7
5
6
3
8
9

4

x 6
5
4
7
8
2
9
3

III. Новая тема. Сегодня, ребята, мы познакомимся с новым правилом. И я хочу, чтобы вывод вы сделали сами.

Рассмотрите рисунок.

Быстро подсчитайте, сколько окон в доме. Дети дают ответы: 3+3+3+3 или 4+4+4=12. Запишите используемые способы на доске и в тетради. Что вы могли бы изменить?

Ученики сообщают, что можно изменить действие сложение на умножение: 3х4=12 4х3=12

Сравните данные равенства: Множители одинаковые – это 3и4. Произведения тоже одинаковые, произведение равно 12. Заметили ли вы различие? (в равенствах переставлены числа, переставлены множители.)

Следующее задание. На доске фигура, разбитая на квадраты.

Учитель: Что эта за фигура? Докажите. Сколько маленьких квадратиков на рисунке?

Дети: “Нужно 5+5+5=15 или 5х3=15 можно 3+3+3+3+3=15, или 3х5= 15.Запишите данные равенства в тетрадях и на доске:

5х3=15

3х5=15

Самостоятельная работа по вариантам.

3х2 30х2 300х2 4х2 40х2 400х2 3х6 30х6 300х6
2х3 20х3 200х3 х4 20х4 200х4 6х3 60х3 600х3
2 вариант.
4х5 40х5 400х5 5х3 50х3 500х3 8х4 80х4 800х4
5х4 50х4 500х4 3х5 30х5 300х5 4х8 40х8 400х8

Учащиеся в паре проверяют решение примеров

Чем похожи между собой примеры? Чем отличаются? Кто готов сформулировать правило?

От перестановки множителей произведение не изменяется.

Устно: деформированные упражнения.

Какое число надо поставить в окошко, почему?

Сформулируйте общее правило. Учащиеся делают вывод:

От перестановки не изменяется

IV. Решить задачу. В автобусе ехало 14 человек. На остановке из него вышли 4 человека и 3 человека вошли. Сколько человек поехало дальше?

Решение.

1 способ записи: 2 способ записи:
1) 14 – 4 = 10 (ч.) 10
2) 10 + 3 = 13 (ч.) 14 – 4 + 3 = 13 (ч.)

Запишем схему решений задачи в такой последовательности чисел: 14, 4, 3, 13

Учитель: В прямой задаче были даны (известны) три числа (14, 4, 3). Ответом к прямой задаче является число 13.(Оно записано внутри квадратика). А теперь составим обратную задачу. Что значит составить обратную задачу?. Дети: Для этого за неизвестное возьмём любое из трёх известных чисел условия прямой задачи. Пусть неизвестным будет первое число 14. Схему обратной задачи подпишем под схемой прямой задачи, число под числом. Получаем две строки:

Схема прямой задачи: 14, 4, 3, 13

Схема обратной задачи:, 4, 3, 13. Теперь будем по этой схеме составлять условие обратной задачи.

Расскажите про число 13. Ученик: В автобусе поехало дальше 13 человек.

Учитель:

Что означает число 3?

Ученик: На остановке вошли в автобус 3 человека.

Что означает число 4?

Вышли из автобуса 4 человека.

По этому числу надо сформулировать вопрос задачи. Учитель: Сколько человек ехало в автобусе?

Теперь надо сформулировать всю задачу, используя числа ряда слева направо.

Ученик: В автобусе ехало несколько человек. На остановке вышли из него 4 человека и 3 человека вошли. Дальше поехало 13 человек. Сколько человек ехало в автобусе до остановки?

Объяснение: На остановке вошли 3 человека, и после этого стало 13 чел. А до их входа было 10 чел. (13-3=10).

Учитель: Сколько же пассажиров стало после их входа? Учитель: После их входа стало 13 человек (10+3=13).Но из автобуса вышли 4 человека, а до их выхода было 14 человек. 10+4=14 (ч.) Решение прямой задачи можно оформить с вопросами. Решение же обратной задачи нет смысла оформлять с вопросами. Решения взаимно обратных задач дети любят оформлять в виде графической схемы.

(сплошные стрелки обозначают связь чисел в прямой задаче, а пунктирные – связь тех же чисел в обратной задаче рис.5)

V. А теперь, ребята, отвлечёмся от задачи и вспомним, как мы пользуемся округлением чисел при умножении на 9, 99, 999

16 х 999 = 16 х 1000 – 16 =

Ученик: Чтобы 16 умножить на 9, мы округляем 9 до10 и умножаем 16 на 10, получится 160, а так как взяли число 16 на один раз меньше, то вычитаем его из 160, получим 144.

Учитель: Кто может дальше пойти?

Ученик: Чтобы 16 умножить на 99, округляем 99 до 100. 16 Х 100 = 1600. 1600 минус 16 получится 1584.

Примечание: Сильные ученики могут умножить по аналогии 16 на 1000.

VI. А теперь, ребята, давайте отдохнём. (Презентация. 1-й слайд) Вашему вниманию предоставляется игра на внимание.

Посмотрите внимательно. Кто перед вами на экране? Найдите различия.

Дети: Перед нами клоуны.

1) У первого клоуна в руках трость, 1) А у второго клоуна цветы
2) -------------------------кепка 2) -----------------шляпа
3) в левой руке портфель с цветочками 3) в левой руке портфель в клеточку
4 ) брюки на подтяжках 4 ) шорты
5) башмаки с красным носком 5) башмаки с чёрным носком (и т. д.)

Вернёмся к теме “Как заменить сложение умножением”. Какое задание перед вами? (Презентация 2-й слайд)

Дети: Посчитать бабочек. Их шесть. 3+3=6 Можно сложение заменить умножением, так как слагаемые одинаковые. 3 х 2 = 6. Три бабочки летят в двух стаях

Можно поменять множители местами?

Да. 2 х 3 тоже будет 6, так как от перестановки множителей произведение не изменяется.

Переходим к следующему заданию. (Презентация 3-й слайд) Сколько цветов расцвело на поляне?

На поляне расцвело 15 цветочков.

А как вы посчитали? 5 + 5 +5 = 15

Замените умножением. 5 х 3 = 15, потому что по 5 цветочков в трёх букетах

Можете использовать переместительное свойство умножения?

Да. 3 х 5 = 15

А теперь составьте по рисунку прямую и обратные задачи. (Презентация 4-й слайд)

Дети: Детскому саду подарили 3 пирамидки, каждая по цене 30 рублей. Сколько всего рублей заплатили за пирамидки?

Чтобы узнать стоимость всех пирамидок надо 30 +30 +30 = 90 рублей. Слагаемые одинаковые, поэтому можно их заменить умножением. 30 х 3 = 90р. Все пирамидки стоят 90 рублей.

Составляем обратную задачу. В детском саду на 90 рублей купили 3 пирамидки по одинаковой цене. Сколько стоит одна пирамидка? 90 : 3 =30р. Ответ: Одна пирамидка стоит 30 рублей.

Составляем вторую обратную задачу. В детском саду на 90 рублей купили несколько пирамидок по 30 рублей каждая. Сколько пирамидок купили? 90 : 30 = 3(п). Ответ: купили 3 пирамидки.

Составить авторскую задачу по аналогии. Дети:

А теперь, ребята, давайте поупражняемся в вычислительных навыках. Перед вами примеры, которые надо решить самостоятельно, используя известные вам правила.

6 + 6 + 6 + 42 + 38 = 8 + 8 + 8 + 26 – 14 = 7 + 7 +7 + 39 – 40 =

Проверка: Дети объясняют выбранные варианты решения. В первом примере число 6 мы берём три раза, т. е одинаковые слагаемые стоит заменить умножением.Это будет 3 х 6 = 18. 18 + 42 = 60, плюс ещё 38, получится 98. Во втором примере 8 берём 3 раза = 24, плюс 26, получится 50, минус 14, получится 36. В последнем выражении сложение трёх одинаковых слагаемых заменяем умножением. 7 х 3 = 21, 21 + 39 = 60, 60 – 40 = 20.

Самостоятельная работа. Дописать соответствующие наименования.

Учащиеся проверяют с объяснением : 9 дес.+ 7ед. = 97 ед., потому что в одном десятке 10 единиц, в 9 - девяносто. 90 + 9 = 97 единиц. Второй ученик: 9 сот. + 7 дес. = 97 дес., потому что девять сотен содержат в себе 90 десятков, да ещё 7 десятков получится 97 десятков.

Следующий ученик: в одном метре десять дециметров, в девяти – 90, плюс 7, получится 97 дециметров

И последнее: в девяти дециметрах – 90 сантиметров, да ещё 7 см, получится 97 сантиметров.

Давайте, ребята, подведём итог урока. Чем мы занимались? Какие темы повторили?

Какая новая тема? Какое новое правило вы сегодня сформулировали?

Объявление оценок (с комментированием).

Приложение №1.