Урок по теме "Тексты в памяти компьютера", 6-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 6


Цель урока: дать общее представление о двоичном кодировании текстовой информации.

Основные понятия:

  • кодовая таблица;
  • двоичное кодирование текстовой информации;

Оборудование урока: УМК Л. Босовой “Информатика-6”: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, распечатки заданий для самостоятельной работы, компьютеры, мультимедийный проектор, экран.

Программное обеспечение урока:

  • ОС Microsoft Windows,
  • стандартное приложение Калькулятор,
  • презентация Microsoft Power Point (готовится учителем заранее),
  • текстовый процессор Microsoft Word.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Самостоятельная работа на повторение – 6 мин.

3. Работа с новым материалом – 13 мин.

а) кодовые таблицы;

б) примеры кодирования текстовой информации.

4. Решение задач – 15 мин.

а) совместно;

б) самостоятельно.

5. Домашнее задание с адаптацией – 2 мин.

6. Итоги урока – 3 мин.

7. Практическая работа на компьютере.

Ход урока

Презентация

1. Приветствие. Сообщить учащимся тему, цель и план урока. Показать место темы в дальнейшем изучении курса информатики.

2. Для проверки навыков перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления и обратно целесообразно провести небольшую самостоятельную работу следующего вида:

I вариант

1) Выполнить перевод 11710 —> ?2

117            
             

11710 =

2) Выполнить перевод 11012 —> ?10

11012 =

II вариант

1) Выполнить перевод 11510 —> ?2

115            
             

11510 =

2) Выполнить перевод 10112 —> ?10

10112 =

III вариант

1) Выполнить перевод 12110 —> ?2

121            
             

12110 =

2) Выполнить перевод 10102 —> ?10

10102 =

Рекомендуется провести взаимопроверку самостоятельной работы с выставлением оценки. Необходимо объяснить учащимся критерии оценки работы:

“5” - все выполнено правильно;

“4” - допущена одна ошибка;

“3” - допущено две-три ошибки;

“2” - допущено четыре и более ошибок.

Для проверки удобно использовать соответствующий слайд презентации к уроку. Кроме этого, необходимо помнить об обратной связи и здоровьесберегающих технологиях обучения: целесообразно предложить поочерёдно встать тем учащимся, которые получили оценку “5”, затем – учащимся, получившим оценку “4” и т. д.

3. Теоретические сведения по двоичному кодированию текстовой информации в учебнике минимизированы. Главное, показать учащимся, что все символы алфавита можно пронумеровать в привычной нам десятичной системе счисления. А как перейти от десятичных чисел к двоичным кодам учащимся уже известно. На данном уроке ученики достаточно подробно знакомятся с кодовыми таблицами ASCII и КОИ-8. Необходимо привести разнообразные примеры кодирования и декодирования текстовой информации.

4. Для обеспечения наглядного восприятия следует визуализировать основные моменты объяснения нового материала с помощью слайдов презентации.

Далее следует перейти к решению конкретных заданий на кодирование и декодирование текстовой информации из рабочей тетради.

а) вместе с учащимися следует разобрать решение заданий № 24, № 25(1), № 26 (1, 4).

б) затем целесообразно предложить учащимся самостоятельно решить задания

№ 27, № 29 (1, 2), № 30 (1, 3). Можно разделить данные задания по вариантам.

При решении задач для перевода кодов из десятичной системы счисления в двоичную и обратно целесообразно использовать стандартное приложение Windows – программу Калькулятор.

5. В качестве домашнего задания следует предложить учащимся следующее:

  • учебник: стр. 21 – 23;
  • рабочая тетрадь: № 31, № 32 (3, 4), № 33 (2, 3), № 35.

6. В конце необходимо подвести итоги урока: обобщить материал, изученный на уроке, отметить наиболее активных учащихся, выявить ошибки и скорректировать их.

7. Если на уроке осталось время, то можно выполнить практическую работу № 3 на стр. 127 учебника (задание 1). При выполнении данного задания расширяются представления учащихся о возможностях текстовых процессоров по форматированию документов за счёт создания красочных надписей с помощью инструмента WordArt.

Примечание. При подготовке к данному уроку учителю рекомендуется использовать методическое пособие Л. Босовой, А. Босовой “Уроки информатики в 5-6 классах”.// БИНОМ. Лаборатория знаний. Москва. 2004.