Речевое развитие дошкольников в рамках реализации "Программы воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (2005)

Разделы: Работа с дошкольниками


Ведущие цели обновлённой программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнка дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

Пожалуй, основным фундаментом реализации этих целей можно назвать речевое развитие ребёнка. Речь – стержень эмоционально-личностного и умственного развития ребёнка.

Серьёзное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребёнка уделяется развитию устной речи.

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой и грамматическим строем; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

На занятиях по развитию речи и вне занятий, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определённое значение, что для точного выражения мысли нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

В первой и второй младших группах педагоги создают условия для использования детьми в устой речи распространённых предложений.

Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов.

В старшей группе особое место занимают развитие фонематического слуха и дальнейшее совершенствование связной речи.

В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов – предложения, даёт первые представления о слове, предложении (без грамматического определения их).

Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребёнка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.

Усовершенствованный вариант программы включает новую рубрику «Развивающая речевая среда». Её основная цель – содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста, а также определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада.

В МДОУ № 103 с 2005г. создана инициативно-творческая группа педагогов, разрабатывающих методическое сопровождение речевого развития дошкольника в рамках реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (2005).

Результатом вышеназванной работы явилось следующее:

  1. Разработана и внедряется в практику структурная модель «Речевое развитие дошкольников в рамках реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой и др. (см. Приложение 1);
  2. Разработан пакет дидактического материала для диагностики уровня усвоения программного раздела «Речевое развитие» детьми 5-6 лет;
  3. Разработан ряд авторских дидактических игр и пособий для развития речи детей дошкольного возраста;
  4. В 2006-2007 учебном году на базе МДОУ № 103 проведены следующие методические мероприятия (на уровне Центрального района):
  • Фольклорный праздник «Бабушкин сундучок»;
  • Семинар «Речевое развитие дошкольников в рамках реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой»;
  1. Разработан план Методической недели по теме «Речевое развитие дошкольников»;
  2. Создается «копилка» конспектов занятий по развитию речи с детьми дошкольного возраста;

Одна из авторских разработок приведена ниже (фотографии см. Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7).

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «На деревенском дворе»

Текущая работа:

  • посещение хоздвора (еженедельное наблюдение живого объекта – козы); фиксирование видеоматериалов и их дальнейшее использование в дидактических целях.
  • заучивание с детьми загадок о домашних животных.
  • организация взаимодействия с родителями (пошив костюмов, закрепление с детьми загадок дома, сбор предметов обихода и интерьера деревенской избы).
  • изготовление дидактического материала для оформления интерьера группы под деревенское подворье (изба, загон для животных).
  • самостоятельная художественная деятельность детей (рисунки, аппликация, лепка).
  • заучивание стихотворения С.Михалкова «Овощи».
  • коллективная аппликация «На деревенском дворе» (из готовых форм и силуэтов).
  • изготовление совместно с детьми объёмного панно «Домик в деревне».
  • приготовление угощения для детей и гостей (сотрудничество с родителями, занятие по художественно-эстетическому направлению (декоративная лепка по мотивам дымковской игрушки - выпечка «Крендельки-бараночки»)).

Цели:

  1. Закрепить представление у детей о домашних животных: козе, корове, собаке, кошке (название, особенности внешнего вида, способы передвижения, издаваемые звуки, название детёнышей).
  2. Закрепить понятие об овощах (картофель, капуста, морковь, горох и др.); умение использовать в речи обобщающие слова.
  3. Формировать понимание того, что человек создаёт необходимые условия, заботится (кормит, ухаживает), животные приносят пользу человеку (дают молоко, сторожат дом, дают шерсть).

Программное содержание:

1. Звуковая культура:

  • Закрепить произношение звуков «к», «кь».
  • Развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков, вырабатывать правильный темп речи, интонацию, выразительность.

2. Грамматический строй:

  • Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами.
  • Учить употреблять в речи имена существительные, обозначающие животных и их детёнышей (в форме единственного и множественного числа).

3. Связная речь:

  • Побуждать детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, поддерживать диалог.
  • Вовлекать детей в разговор во время наблюдений за живым объектом.
  • Обучать умению слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе.

4. Театрализованная деятельность:

  • Развивать у детей полноценное ощущение ролей и возможностей, связанных «проживанием в ней» (эмоции, чувства, ощущения).
  • Продолжать учить детей входить в мир взрослых при помощи игры, создавать в ней свой собственный мир, постоянно экспериментируя, творя, воображая.
  • Одновременно развивать интеллектуальное и эмоциональное начало.

Оборудование и организация занятия:

  • Кассета с записями голосов домашних животных.
  • Аппликация «На деревенском дворе».
  • Интерьер русской избы.
  • Часть группы оформлена под деревенский двор. Плетень и плоскостные фигуры домашних животных (коровы и телёнка, козы и козлёнка, собаки и щенка, кошки и котёнка) расположены по периметру импровизированного хоздвора.
  • Загон для козы в углу группы.
  • Атрибуты для игры – овощи.
  • Видеокассеты с мультфильмами.
  • Молоко для угощения.

Ход занятия

1 часть

Дед с бабкой пьют чай, Слышится лай собаки (фонограмма). Дети заходят в группу в сопровождении внучки.

Внучка:

Вот мы и приехали к дедушке и бабушке, которые живут в деревне. Они покажут животных, которые у них есть в домашнем хозяйстве. Бабушка и дедушка ухаживают за ними, кормят, поят, чистят, а животные помогают им. Дедушка! Бабушка! Мы привезли вам подарок – картину, которую мы сделали своими руками. Сейчас мы вам расскажем, кто на ней нарисован, и какую пользу приносят эти домашние животные.

Дед и бабушка:

Расскажите, внучата!

( Дети рассказывают, что изображено на коллективной аппликации «На деревенском дворе», при необходимости педагоги задают наводящие вопросы).

2 часть

Дидактическая игра «Назови детёнышей».

Дедушка:

Ой, внучата! Что-то я забыл, как детёныши животных называются! Может, вы мне поможете? (работа с карточками).

Вот спасибо, помогли старику! Только я не могу вспомнить, как разговаривают животные – может, вы и это знаете?

Дети:

Знаем, дедушка!

Дедушка:

А вот мы сейчас проверим! Я буду называть животных, а вы хором отвечайте, как они разговаривают (работа на звукоподражание).

3 часть

Работа со стихотворением С.Михалкова «Овощи».

На столе лежат овощи (картошка, свёкла, морковь, лук, чеснок – по 2 штуки).

Внучка:

Ой, бабушка! А что это у тебя на столе?

Бабушка:

Да это я суп варить собралась! А вы, внучата, знаете, что это такое?

Дети:

Да! Это овощи (называют все овощи). Мы знаем стихотворение Сергея Михалкова, оно так и называется «Овощи». Хотите послушать?

Дед:

Отчего же не послушать?! Рассказывайте!

Дети рассказывают стихотворение и обыгрывают его при помощи атрибутов - овощей (по одному четверостишию).

4 часть

Подвижная игра-эстафета «Перенеси овощи».

Бабушка:

Вот так стихотворение! А теперь, внучата, помогите мне перенести овощи в кастрюльки, а то я совсем стара стала, боюсь сама не справлюсь!

Дети делятся на две команды и переносят овощи.

Дед:

Стойте, погодите! Нужно оставить угощение и для наших домашних животных, ведь они тоже овощи любят. Вы знаете, что любит коза? Что любит кролик?

Дети:

Коза и кролик любят капусту и морковку.

Дед:

Верно! Все-то вы знаете!

5 часть

Дидактическая игра «Загадай загадку друзьям».

Бабушка:

Ой, внучата! Радость-то у нас какая! Съездили с дедом на ярмарку и купили…, опять забыла, кого купили-то? А, дед? Не помнишь? Хорошо, хоть фотографии сделали! Внучата! Помогите нам! Берите фотографию, но друзьям своим не показывайте её, а загадайте загадку о том животном, которое на ней изображено – а вы (показывает на всех детей) отгадайте!

6 часть

Рассматривание живого объекта – козы.

Дедушка:

А пойдёмте-ка со мной, я вам что-то покажу!

(сюрпризный момент – заводит козу.)

( Рассматривание козы и беседа с детьми).

7 часть

Психогимнастика.

Бабушка:

Пойдёмте, внучата, обратно в горницу.

(Заходят в горницу и слышат мяуканье кошки – фонограмма).

Дедушка:

Ой! Кошка спряталась где-то! Помогите найти её!

(Дети ищут кошку, не находят).

Бабушка (расстроено):

Ну вот, убежала наша кошка…

Внучка:

Не переживай, бабушка, мы вам сейчас таких котят покажем!

Упражнения психогимнастики.

«Добрая кошка»

Ребёнок встаёт на колени, руки и бёдра ставит перпендикулярно полу и параллельно друг другу, плавно поднимает голову, максимально прогибаясь в пояснице. Дыхание ровное, спокойное. Попросить ребёнка подумать о чем-то добром и радостном, улыбнуться, помяукать, как добрая кошка. Взрослый в это время гладит ребёнка по спине. Удерживать позу 10-15 секунд.

«Сердитая кошка»

Исходное положение то же. Далее ребёнок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное. Ребёнка просят подумать о том, что его сердит и злит, можно «порычать» и «поцарапать коготками пол».

8 часть

Угощение молоком.

Бабушка:

Вот так котята! Скажите, а что любит кошка?

(Ответы детей).

Правильно! Вот и вы угощайтесь молочком!

(Дети садятся за стол и пьют молоко).

9 часть

Угощение гостей и обсуждение занятия.

Дедушка и бабушка:

А теперь, внучата, приглашайте гостей за стол!

(Дети приглашают гостей за стол.)

Ну а вы, ребята, проходите в другую группу, где вас ждёт мультфильм про нашу козочку.

(Дети уходят в другую группу для просмотра мультфильма «Коза-дереза» или «Волк и семеро козлят».)

В непринуждённой обстановке за «деревенским» угощением проходит обсуждение занятия.

Список методической и дидактической литературы:

  1.  «Энциклопедия обучения и развития дошкольника» - А.С.Герасимова, О.С.Жукова, В.Г.Кузнецова. - СПб.: «Издательский Дом «Нева»»; М.: «Олма-Пресс». 2001.-352с.
  2. Кряжева Н.Л. «Кот и пес спешат на помощь» Ярославль: Академия развития. 2000.-176с.
  3. «Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой –М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.-320с.
  4. Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников». Кн.1. Младшая и средняя группы. -М.: Школьная пресса, 2005.-128с.
  5. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. -3-е изд., испр. и доп. -М.: Мозаика-Синтез, 2005.-208с.
  6. Теплюк С.Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учр-ний» /С.Н.Теплюк. -М.: Гуматар. изд. центр Владос, 2005.-157с.