Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Творчество Григория Остера

Разделы: Внеклассная работа


Цель работы. Главный предмет исследования – творчество Г. Остера, современного детского писателя.

Задачи:

  1. Изучить творчество писателя Г. Остера.
  2. Определить роль книг Остера в современной детской литературе. Показать детям, как можно говорить в шутку о серьёзных проблемах.
  3. Составить литературную композицию.

Актуальность. Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем является потеря детьми интереса к чтению. Ребёнок окружён множеством привлекательных вещей. Это живые и интересные в его представлениях предметы. Экран, схемы, компьютер вытесняют книгу из детского возраста. Во-вторых, рынок наполнен “дешёвой” литературой: комиксами, кроссвордами. Нежелание нового поколения читать хорошие книги – это путь в никуда.

Знакомство с творчеством Г. Остера, с его современными книгами, даёт положительный результат. Читая книги Остера, ребёнок приобщается к высокохудожественной детской литературе.

ХОД УРОКА

Ведущая. Внимание! Внимание! Впервые в Шумерле телемост Шумерля – Москва. На встречу с детьми приглашён Григорий Бенционович Остер. Поздороваемся с писателем (здороваемся).

Ведущая. Что такое? Ничего не слышно, не работают динамики. Может, кто-нибудь умеет читать по губам?

1 участник. Мы умеем, поможем. Задавайте свои вопросы.

1 вопрос. Григорий Бенционович, где Вы родились?

2 участник. Я появился на свет 27 ноября в 1947 году в семье моряка в городе Одесса. Говорят, была страшная буря, а как только родился я, всё утихло.

Ведущая. Скажите, в детстве Вы были тихим и прилежным мальчиком? Расскажите самый смешной эпизод из Вашего детства.

1 участник. Вряд ли я был тихим мальчиком. Ну разве может такой ребёнок вырасти и придумать вдруг вредные советы для непослушных детей. А случай был такой. Только что выпал снег, и я решил погулять по городу в громадных дедушкиных туфлях. Бабушка, увидев следы, бросилась спасать меня от похитителей с толпой соседей. За углом все увидали меня, уходящего вдаль.

Ведущая. Скажите, в каком возрасте Вы сочинили первое стихотворение?

- В 16 лет я начал сочинять стихи для взрослых.

Ведущая. Когда опубликовали Вашу первую книгу?

- Моя первая книжка вышла в Мурманске. Она называлась “Как хорошо дарить подарки”, в 1975 году. Я служил тогда матросом на Северном флоте.

Ведущая. Где Вы учились, чтобы стать писателем?

- Высшее образование я получал в 1970 году в Литературном институте в течение 12 лет. Учился заочно, работал в Ялте ночным сторожем на “Поляне сказок”.

Ведущая. Расскажите, пожалуйста, о своём творчестве.

- В 1982 году окончил институт. За эти годы написал пьесы для кукольных театров: “Человек с хвостом”, “Все волки боятся”, “Привет Мартышке”.

Создаю фильмы-сказки: “Мальчик и девочка”, “Как Гусёнок потерялся”, “Попался, который кусался”.

В 1990 году публикуются замечательные детские книги: “Бабушка удава”, “Великое закрытие”, “Детские суеверия”.

Пишу сценарии для мультсериалов “Зарядка для хвоста”, “38 попугаев”.

В 1996 году я стал лауреатом конкурса читательских симпатий “Золотой ключик”. Более 60 мультфильмов снято по моим сценариям. Дети полюбили котёнка по имени Гав, Слонёнка и мартышку из сериала “38 попугаев”.

Ведущая. Писатель в одном из интервью сказал: “Я просто пишу то, что мне нравится, что мне приятно и что у меня получается”. Что вы написали в последнее время?

- После “Вредных советов” я начал сочинять нескучные задачи, и вышел “Задачник”. Потом я придумал “Ничеговедение”, “Конфетоведение”, “Врилитературу”, “Квартироведение”, “Папамамалогию”.

Ведущая. В ближайшее время не планируете написать что-нибудь новенькое для ребятишек?

- Я собираюсь написать новую книгу “Врилитературу” - специальный учебник по обучению вранью. Могу открыть ещё один секрет. В этой книге точно будет два величайших “врилитературных произведения”: “Я больше не буду” и “Он первый начал.

А ещё написал “Остров Эскадо”, “Визгкультура”.

В своих книгах я так обращаюсь к детям: “Здравствуй, многоуважаемый Ребёнок! Пишет тебе детский писатель. Этот писатель – я. Меня зовут Григорий Остер. Как зовут тебя? Я не знаю, но догадываюсь. И ещё я догадываюсь, что тебе хочется услышать какую-нибудь сказку. Если я правильно догадываюсь, тогда слушай. Если я догадываюсь неправильно, и тебе не хочется слушать сказку, тогда не слушай. Сказка никуда не денется, она тебя подождёт. Приходи, когда захочешь, и ты услышишь её от начала до конца. Но ты, уважаемый Ребёнок, всё-таки не очень задерживайся, а то станешь взрослым и тебе уже будет не так интересно.

Ведущая. Были ли попытки перевода ваших книг?

- Попытки были. На самом деле мои книги переведены где-то на 15 языков, но на мой взгляд, получилось не очень интересно. Мои книги переводились в Польше, Чехословакии, Болгарии. Меня переводить очень трудно, потому что я глубоко работаю с русским языком.

Ведущая. Есть ли у Вас дети?

- У меня 5 детей. Именно они вдохновляют меня на эти произведения.

Ведущая. У Вас есть собственные правила воспитания детей?

- Пожалуй, да. Я всему учу своих детей собственным примером.

В 2002 году я участвовал в разработке сайта президента России Владимира Путина. В Калуге живёт школьница Вероника Петухова. Именно она подала Путину идею создать интернет-страничку для детей.

Сайт предназначен для детей в возрасте от 8 до 14 лет. Разработчики считают этот возраст “возрастом социализации”, когда ребёнок начинает осознавать себя не только членом семьи, но и гражданином государства. Перед разработчиками сайта стояла задача на понятном детям языке объяснить правовые нюансы деятельности президента России. Были даны ответы на 44 вопроса про президента. Вопросы придумывал я сам. Итак, кто главнее – президент или мама? Ответ: конечно, мама.

Ведущая. У сегодняшней книги есть будущее?

Когда-нибудь книги изменятся до неузнаваемости, и писать их надо будет совершенно по-другому. Например, когда-то книгопечатанием закончилось устное народное творчество, точно так же и с книгой: нас ждёт совершенно что-то новое.

Ведущая. Спасибо, Григорий Бенцианович!

А сейчас мы проверим. Как вы слушали.

Проведём викторину.

Где родился Григорий Остер? (В Одессе)

В каком возрасте он начал писать стихи? (В 16 лет)

Что вы можете сказать о его первом сборнике? (Он назывался “Как хорошо дарить подарки” и вышел в 1975 г. В Мурманске)

Где учился писатель? (В литературном институте)

Сколько лет длилась эта учёба? (12 лет)

Чем Остер занимался в Ялте на “Поляне сказок”? (Он работал сторожем)

В каком году писатель стал лауреатом конкурса читательских симпатий “Золотой ключик”? (В 1996 г.)

Какие советы писатель даёт непослушным детям? (“Вредные советы”)

Ведущая. Недавно учёные открыли, что на свете бывают неполушные дети, которые всё делают наоборот.

Им дают полезный совет: “Умывайтесь по утрам” – они берут и не умываются.

Им говорят: “Здоровайтесь друг с другом” - они тут же начинают не здороваться.

Учёные придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно. Эта книжка для непослушных детей. Объявляем конкурс чтения “Вредных Советов”.

Примечание: Г. Остер “Вредные советы. Книга для непослушных детей и их родителей” - М.: РОСМЭН.

Частушки

1 ученик.

Очень я люблю, ребята,
Книжки Остера читать
И все “Вредные советы”
Обожаю выполнять!

2 ученик.

Как же ты сегодня, дочка,
Утром умывалась?
Щётка, мыло, полотенце –
Всё сухим осталось?

3 ученик.

Причитает громко мама:
- Как меняется программа!
По тетрадям сына Васи
Не пойму, в каком он классе.

4 ученик.

Дневника, сынок, не видно,
Потерял его опять?
- Нет, я дал его Серёге,
Своих предков попугать!

5 ученик.

Ох, сегодня в 6 часов
Родителей собрание!
Подложить подушку надо
К “месту наказания”.

6 ученик.

Почему твои задачи
Решены опять отцом?
- Так ведь мама ж не успела –
Занималась холодцом!

7 ученик.

Второгодник Вова просит
Маму так не горевать:
- Книжки новые теперь же
Не придётся покупать!

8 ученик.

Ты опять, сыночек милый,
С хулиганами играл.
- Так ко мне ж детей хороших
Никто близко не пускал.

9 ученик.

Кто в семье послушный самый,
Нам скажите прямо.
- Ну, конечно, вам ответим.
Это – наша мама!

Ведущая. Прошло уже больше 10 лет с тех пор, как появился в детской литературе новый жанр – вредные советы. К сожалению никаких исследований того, как влияют “Вредные советы” на психику ребёнка, пока портятся, другие – что они умнеют прямо на глазах. Но в сущности, всё это – голословные утверждения. С уверенностью можно сказать только, что вредные советы читают, что по нынешним временам большая редкость. Новые “Вредные советы” – это результат наблюдений Г. Остера за поколением, подрастающим в новых условиях. В чём-то дети остались такими же, как и 100 лет назад, они боятся темноты и любят сладкое.

Книги Остера любимы детьми, взрослыми. Незаурядный юмор, богатство выдумок, безграничная фантазия – отличительные черты его произведений.

Литература

  1. Остер Г. “Весёлые уроки Григория Остера” // Пионер. правда – 1999 г. – 11 июня. – с.4.
  2. Остер Г. Новые дети // Если. – 1995 г. - № 9 – с.37–38.
  3. Г. Остер со своей знаменитой книгой “Вредные советы” // Домовой: Приложение для детей. - 1998 г. – май – с.31.